Профильное обучение

Достойная смена

Постановлением совместного заседания коллегий Министерства образования Республики Беларусь и Министерства сельского хозяйства  Республики Беларусь  от  20 декабря 2017 года № 17.9/39 в целях кадрового обеспечения сельскохозяйственных организаций квалифицированными кадрами, необходимости повышения престижа сельскохозяйственных   профессий  у  молодежи,  было  принято  решение  о  создании  с 1 сентября 2018 года профильных классов аграрной направленности в учреждениях общего  среднего  образования   путем  проведения  факультативных  занятий  в 10 – 11 классах «Введение в аграрные профессии».

         Этот документ послужил основанием для открытия аграрного класса в Свислочской средней школе Гродненского района. С того времени аграрный профиль закончили 10 юношей и девушек, из них 40% поступили в ГГАУ.  Не все выбрали свой дальнейший путь в аграрном направлении. Вместе с тем, ребята получили огромный опыт и знания в области сельского хозяйства.  Многие старшеклассники в период летних каникул работают на полях, мехмастерских СПК «Свислочь», знакомятся с трудом аграриев, профессиями, которые востребованы в сельскохозяйственном производстве, сельскохозяйственными машинами.

Земля, где родились и проживают ребята, знает немало людей, которые прославили её. В местном хозяйстве ежегодно получают высокие урожаи. Это результат многолетней работы коллектива под руководством заслуженного работника сельского хозяйства Республики Беларусь, председателя СПК «Свислочь» Василия Николаевича Густыря, который уже 45 лет на посту руководителя. Производственные показатели предприятия — надои на фермах и урожаи на полях — впечатляют. Хозяйство с успехом реализовывает животноводческую и растениеводческую продукцию.  Труженики получают достойную зарплату, пользуются различными льготами. В этом большая заслуга руководителя. Десятки раз СПК «Свислочь» становился призером районных, областных и республиканских соревнований. Три раза заносился на Республиканскую доску Почета. Василий Николаевич Густырь – пример настоящего хозяина земли.  Поставить задачи для коллектива, организовать работу, подобрать кадры – это в его компетенции. Ценить людей, прислушиваться к их мнению, подсказывать - основные принципы  работы. Поэтому кадры, в том числе молодёжь, не бегут из кооператива в поисках лучшей доли. Скорее, наоборот. «Главное - это люди, благодаря их квалификации, преданности своему делу, патриотизму, чувству гордости за свою малую Родину, и рождаются прибавочная стоимость, рентабельность и экономическая эффективность» - Густырь В.Н.

В настоящее время в двух профильных классах обучаются девять юношей и девушек. Для отработки практических навыков предоставлена материальная база сельскохозяйственного кооператива, консультации лучших специалистов хозяйства.  Еще в школе молодые люди могут определиться со своей будущей профессией. Получая первоначальные знания в аграрной сфере, они лучше понимают важность и особенности работы на селе, могут планировать свое профессиональное будущее, оценить перспективы трудоустройства. Да и кому работать на селе, как не местным ребятам?

В свою очередь специалисты СПК частые гости в школе. На вечерах, профориентационных мероприятиях, они рассказывают об особенностях профессии, об интенсификации производства, внедрении новых информационных технологий, об условиях труда и быта работников кооператива. Всегда готовы поделиться своим опытом работы главный агроном Савчик Сергей Михайлович, главный зоотехник Новик Светлана Феликсовна, главный инженер Шеляг Василий Максимович. При изучении темы «Технология получения сельскохозяйственной продукции», ребята посещают молочно-товарный комплекс СПК «Свислочь». Знакомятся с технологией доения в доильном зале, с автоматизированной системой управления процессом доения и первичной обработки молока. Также обучающиеся изучают условия содержания дойного стада, молодняка, параметры микроклимата при содержании животных.          Изучение структуры и функционирования инженерно-технической службы проходит на мехдворе, который поражает своей ухоженностью и порядком. Современная техника, словно с контейнера, выстроена в линейку, всегда готова к работе. Видно, что здесь работают настоящие хозяева. Не однократно СПК объявлялось победителем республиканского смотра по благоустройству машинных дворов и готовности ремонтно-обслуживающей базы.

И, конечно, нельзя обойти вниманием наш агрогородок, в котором созданы все условия для благополучной и комфортной жизни людей. На примере малой Родины ребята знакомятся со структурой и функционированием сельского поселения, бытом людей. Примером для ребят стали выпускники школы, Дмитрий Бажко и Андрей Апанасевич, которые, после окончания Скидельского профессионального лицея, вернулись в родную Свислочь, работают трактористами-машинистами. Молодые люди на хорошем счету у руководства, им предоставлены благоустроенное жильё, участки возле дома, иные льготы.

Выпускники видят, что жизнь на селе стала другой и от городской мало чем отличается. Современная благоустроенная школа, стадион и спортивный зал, бассейн для занятий плаванием, Дом культуры и библиотека, кафе и магазины, а в субботу можно провести время в бане.

Программа факультатива знакомит выпускников с разнообразием сельскохозяйственных профессий, современными аграрными технологиями. Обучение на примере передового сельскохозяйственного производства воспитывает у молодых людей гордость за свою страну, край, свою малую Родину. Только совместными усилиями педагогического коллектива, местного хозяйства можно успешно решить вопрос закрепления молодёжи на селе.

О формировании профильных классов профессиональной направленности

В соответствии со статьей 148 Кодекса Республики Беларусь об образовании учреждение общего среднего образования при реализации образовательной программы среднего образования может обеспечивать изучение отдельных учебных предметов, модулей на повышенном уровне в рамках организации профильного обучения
развернуть

В соответствии со статьей 148 Кодекса Республики Беларусь об образовании учреждение общего среднего образования при реализации образовательной программы среднего образования может обеспечивать изучение отдельных учебных предметов, модулей на повышенном уровне в рамках организации профильного обучения.

Конкретизация данной нормы приводится в Положении об учреждении общего среднего образования, утвержденного постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 19.09.2022 № 322 (далее – Положение об учреждении общего среднего образования). Так, пунктом 36 Положения об учреждении общего среднего образования установлено, что на III ступени общего среднего образования могут функционировать профильные классы (группы) профессиональной направленности. В профильных классах (группах) профессиональной направленности организуется изучение отдельных предметов, модулей на повышенном уровне и проведение факультативных занятий, содержание которых связано с определенным видом профессиональной деятельности (педагогической, спортивно-педагогической, сельскохозяйственной, военной-патриотической и других направленностей).

Начиная с 2015/2016 учебного года в учреждениях общего среднего образования (далее – УОСО) функционируют профильные классы профессиональной направленности: педагогической, спортивно-педагогической, аграрной, военно-патриотической.

В 2022 году постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 18.07.2022 № 192 утверждена учебная программа факультативных занятий «В мире техники и технологий: выбираем инженерную профессию», предназначенная для освоения учащимися профильных классов инженерной направленности.  

Считаем необходимым обеспечить единые подходы к открытию, функционированию и зачислению учащихся в классы профессиональной направленности.

Особенности формирования профильных классов профессиональной направленности

Профильные классы профессиональной направленности создаются в соответствии с приказом учредителя УОСО (решением районного (городского) исполнительного комитета), которым утверждается сеть УОСО на очередной учебный год.

В случае, если в учреждении образования отсутствует возможность сформировать профильный класс профессиональной направленности, возможно формирование профильной группы из числа учащихся разных классов одной параллели и из числа учащихся различных УОСО района (города) (пункт 50 Положения об учреждении общего среднего образования). В этом случае состав группы (класса) для проведения факультативных занятий профессиональной направленности утверждается приказом руководителя УОСО, на базе которого организуется проведение соответствующих факультативных занятий.

Учащиеся, обучающиеся в профильных классах профессиональной направленности, в рамках учебных часов, предусмотренных типовым учебным планом общего среднего образования, должны изучать отдельные учебные предметы на повышенном уровне и обязательно осваивать учебную программу факультативного занятия профессиональной направленности, утвержденную Министерством образования.

Зачисление учащихся в X профильный класс профессиональной направленности осуществляется в соответствии с Правилами приема (зачисления) лиц для получения общего среднего образования в гимназиях, Правилами приема (зачисления) лиц для получения общего среднего образования в средних школах, утвержденных постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 17.08.2022 № 269 «О приеме лиц для получения общего среднего образования в гимназиях, средних школах» (далее – Правила приема (зачисления) лиц для получения общего среднего образования в гимназиях, Правила приема (зачисления) лиц для получения общего среднего образования в средних школах).

Изучение учебных предметов на повышенном уровне осуществляется в режиме пятидневной учебной недели, а освоение учебной программы факультативного занятия профессиональной направленности может быть организовано в шестой школьный день.

При заполнении бланка аттестата об общем среднем образовании, выдаваемого учащемуся профильного класса (группы) профессиональной направленности (при условии освоения учащимся в полном объеме содержания профильных учебных предметов, учебной программы факультативных занятий профессиональной направленности), без выставления отметок производится запись названия усвоенной учебной программы факультативных занятий (например: «успешно усвоил(а) учебную программу факультативного занятия «Введение в педагогическую профессию. X-XI класс») и названий учебных предметов, изученных на повышенном уровне (применение положения пункта 11 Инструкции о порядке заполнения документов об образовании, приложений к ним, документов об обучении, учета и выдачи документов об образовании, приложений к ним, золотой, серебряной медалей, документов об обучении, утвержденной постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 19.08.2022 № 274).

В настоящее время выпускники профильных классов профессиональной направленности (кроме профильных классов инженерной направленности) имеют право на льготы при зачислении в учреждения высшего образования в соответствиис пунктами 23, 24, 26, 27 Правил приема лиц для получения общего высшего и специального высшего образования, утвержденных Указом Президента Республики Беларусь от 27.01.2022 № 23 (в редакции Указа Президента Республики Беларусь 03.01.2023 № 2).

Требования, предъявляемые к профильным классам профессиональной направленности

Профильные классы педагогической направленности

Ориентация на получение педагогических специальностей.

Зачисление на основании конкурса: средний балл свидетельства об общем базовом образовании не ниже 7 баллов и отметки по учебным предметам, которые будут изучаться на повышенном уровне, не ниже 7 баллов (часть первая пункта 10 Правил приема (зачисления) лиц для получения общего среднего образования в гимназиях, часть первая пункта 10 Правил приема (зачисления) лиц для получения общего среднего образования в средних школах).

На повышенном уровне могут изучаться любые учебные предметы в рамках типового учебного плана общего среднего образования. Как правило, это те учебные предметы, учителем которого планируется стать в будущем.

Обязательное освоение учебной программы факультативного занятия «Введение в педагогическую профессию» (утверждена постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 24.03.2017 № 27).

Профильные классы спортивно-педагогической направленности

Ориентация на получение спортивно-педагогических специальностей.

Зачисление на основании конкурса: средний балл свидетельства об общем базовом образовании не ниже 7 баллов и отметки по учебным предметам, которые будут изучаться на повышенном уровне, не ниже 7 баллов (часть первая пункта 10 Правил приема (зачисления) лиц для получения общего среднего образования в гимназиях, часть первая пункта 10 Правил приема (зачисления) лиц для получения общего среднего образования в средних школах).

На повышенном уровне изучаются учебные предметы «Биология», «Физическая культура и здоровье». Обязательное освоение учебной программы факультативного занятия «Введение в спортивно-педагогические профессии» (утверждена постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 22.07.2019 № 121).

В классах спортивно-педагогической направленности могут обучаться учащиеся специализированных по спорту классов. В этом случае на повышенном уровне изучается только учебный предмет «Биология», а также осваивается программа факультативного занятия «Введение в спортивно-педагогические профессии».

Профильные классы аграрной направленности

Ориентация на получение сельскохозяйственных (аграрных) профессий.

Зачисление на основании конкурса: средний балл свидетельства об общем базовом образовании не ниже 5 баллов и отметки по учебным предметам, которые будут изучаться на повышенном уровне, не ниже 6 баллов (часть вторая пункта 10 Правил приема (зачисления) лиц для получения общего среднего образования в гимназиях, часть вторая пункта 10 Правил приема (зачисления) лиц для получения общего среднего образования в средних школах).

На повышенном уровне изучаются учебные предметы, которые являются предметами вступительных испытаний для поступления в учреждения высшего, среднего специального образования аграрной направленности.

Обязательное освоение учебной программы факультативного занятия «Введение в аграрные профессии» (утверждена постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 04.07.2018 № 58).

Профильные классы военно-патриотической направленности

Ориентация на получение специальностей государственных органов обеспечения национальной безопасности Республики Беларусь.

Зачисление на основании конкурса: средний балл свидетельства об общем базовом образовании не ниже 7 баллов и отметки по учебным предметам, которые будут изучаться на повышенном уровне, не ниже 7 баллов (часть первая пункта 10 Правил приема (зачисления) лиц для получения общего среднего образования в гимназиях, часть первая пункта 10 Правил приема (зачисления) лиц для получения общего среднего образования в средних школах).

На повышенном уровне изучаются учебные предметы, которые являются предметами вступительных испытаний для поступления в учреждения высшего образования для подготовки специалистов в интересах государственных органов обеспечения национальной безопасности Республики Беларусь: математика и физика; математика и история Беларуси; химия и биология; химия и математика; обществоведение и иностранный язык; география и математика; иностранный язык и математика; физическая культура и биология.

Обязательное освоение учебной программы факультативного занятия «Готовы Родине служить!» (утверждена постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 15.06.2020 № 129) или «Юный пограничник» (утверждена постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 07.07.2020 № 190).

В сентябре с учащимися X профильных классов военно-патриотической направленности проводится психолого-педагогическое собеседование в целях составления индивидуальных программ их психолого-педагогического сопровождения.

В целях ознакомления с профессиями, связанными с обеспечением национальной безопасности государства, осуществления предпрофильной подготовки учащиеся УОСО имеют возможность посещать факультативные занятия «Школа юных защитников Отечества». Учебная программа данного факультативного занятия утверждена постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 22.07.2019 № 121.

Профильные классы инженерной направленности

Ориентация на получение инженерных специальностей.

Зачисление на основании конкурса: средний балл свидетельства об общем базовом образовании не ниже 7 баллов и отметки по учебным предметам, которые будут изучаться на повышенном уровне, не ниже 7 баллов (часть первая пункта 10 Правил приема (зачисления) лиц для получения общего среднего образования в гимназиях, часть первая пункта 10 Правил приема (зачисления) лиц для получения общего среднего образования в средних школах).

На повышенном уровне изучаются учебные предметы, которые являются предметами вступительных испытаний для поступления в учреждения высшего образования для подготовки инженерных кадров: «Физика», «География», «Математика», «Химия», «Биология».

Обязательное освоение учебной программы факультативного занятия «В мире техники и технологий: выбираем инженерную профессию» (утверждена постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 18.07.2022 № 192).

Структурным подразделениям областных (Минского городского) исполнительных комитетов, осуществляющим государственно-властные полномочия в сфере образования, необходимо обеспечить контроль за открытием и функционированием классов профессиональной направленности в УОСО.

свернуть

План мероприятий по организации профильного обучения и профессиональной подготовки в 2024/2025 учебном году

Сроки  

Направление деятельности

Нормативная правовая деятельность

Организационно-педагогическая работа

Научно-методическая работа

Информационное обеспечение

Психолого-педагогическое сопровождение

Сентябрь

1.      1. Приказ о профильном обучении в 11-ом классе и профессиональной подготовке в 10-ом классе

2. Утверждение плана работы по организации профильного обучения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.     Организация учебных занятий.

2. Подбор кадрового

состава.

3.     Комплектование 10 класса.

4.    Профориента-ционные беседы с учащимися 9-11 классов.

5.Утверждение учебных планов в профильном классе.

 

 

 

 

 

1.    Изучение нормативных документов по вопросам профильного обучения.

2.      Организация факультативных занятий по необходимым направлениям («Введение в педагогические профессии») в 11 классе

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Проведение родительских собраний в 10, 11 классах «Профильное обучение на III ступени обучения и воспитания»

2. Консульти-рование учителей и родителей по вопросу «Специфика организации профильного обучения».

 

 

 

 

 

 

Октябрь

Пополнение банка данных:

- Нормативно правовых документов;

- Программно-методического обеспечения

педагогических работников школы, работающих в профильных классах.

1  Контроль за качеством и системностью проведения факультативных занятий.

 

 

 

 

 

Рекомендации учителям предметникам по методике оценивания  учащихся на учебных занятиях  и ведению журналов

 

1.      Обзор публикаций по вопросам профильного обучения.

2.      Организация выставки учебной, научно-популярной литературы «Человек в мире профессии».

Проведение групповых и индивидуальных консультаций по проблемам профессионального выбора и самоопределения.

 

Ноябрь

 

 

1.Контроль  школьной документации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Ознакомление учителей с новинками педагогической психологической и научно-популярной литературой.

 

 

1. Разработка   рекомендаций учащемуся, выбирающему профессию (10-11 классы).

2. Разработка рекомендаций учащемуся, выбирающему профиль обучения.

3. Диагностика профессиональных предпочтений учащихся 8-10 классов.

 

Декабрь

 

1. Анализ хода реализации учебных программ профильных предметов и факультативных курсов.

2. Родительское собрание:

«Организация итоговой аттестации в 9,11 классах в 2024/2025 учебном году».

 

 

 

1.      Выявление профессиональных интересов учащихся 8,9 классов.

2.      Групповые консультации по результатам диагностики.

Январь

 

Мониторинг уровня обученности учащихся профильного 11-го класса (физика, биология)

 

 

1.      Консультации учащихся 9-11 классов «Как развить в себе интеллект и творчество».

2.      Диагностика  учащихся 10-11 классов по методике «Путь в профессию» (автор Е. Акимов).

Февраль

Разработка планов мероприятий по итоговой аттестации выпускников 9,11 классов.

 

 

 

1. Работа с родителями. Родительское собрание «Выбор дальнейшего пути. Профессиональное самоопределение старшеклассников».

2. Проведение классных часов среди ,9,10 и 11 классов по теме: «Выбор профессии».

Март

 

Промежуточное тестирование учащихся 11  класса по химии и биологии.

 

Участие учащихся допрофильных классов в  различных интеллектуальных конкурсах, научно-практических конференциях.

 

Апрель

 

1.      Компьютерное профтестирование учащихся 9,10,11 классов.

2.      Анкетирование и опрос учащихся 9 класса и их законных представителей.

 

1.      Формирование банка данных профессиональ-ных достижений педагогов по направлению «Допрофильная подготовка и профильное обучение».

2.      Формирование банка данных достижений учащихся 9-11 классов.

Консультации учащихся 9, 10,11 классов с выдачей рекомендаций по выбору профессии.

Май

1.      Приказ о проведении выпускных экзаменов.

2.      Создание комиссии по комплектованию 10-го профильного класса на 2025/2026 учебный год.

3.      Родительские собрания:

 «Допрофильные классы и условия их набора».

«Профильные классы и условия их набора».

 

 

 

1Оценка эффективности преподавания факультативных курсов в 11-ом классе

 

 

 

1.      Диагностика психологической готовности учащихся 9 класса к выбору профиля обучения.

Июнь - август

 

1.      Итоговая аттестация выпускников 9,11 классов.

2.      Комплектование 10 профильных класса.

 

 

Анализ допрофильной подготовки и профильного обучения за 2024- 2025год

Работа с литературой.

 

свернуть

Профильное обучение. Вопросы и ответы.

Что такое профильное обучение?

Профильное обучение позволяет наряду с получением учащимися общего среднего образования (базовый уровень) обеспечить изучение некоторых учебных предметов на повышенном уровне. Цель профильного обучения – создание условий для успешного профессионального самоопределения и полноценной социализации учащихся с учетом их способностей, склонностей и интересов.

Что такое базовый уровень изучения учебного предмета?

Базовый уровень изучения учебного предмета – это тот обязательный минимум содержания образования по учебному предмету, который обеспечивает развитие личности учащегося, общей культуры, мировоззрения, готовности и способности к саморазвитию, личностному и профессиональному самоопределению.

Что такое повышенный уровень изучения учебного предмета?

Повышенный уровень изучения учебного предмета ориентирован на приобретение учащимися систематических знаний и способов действий, необходимых для продолжения избранного направления образования, личностного саморазвития и профессионального самоопределения.

Что такое допрофильная подготовка?

Допрофильная подготовка осуществляется в V – IX классах. Это система мер позволяющих учащемуся определиться с выбором будущей профессиональной деятельности и направления профильного обучения.

В каких классах реализуется профильное обучение?

Профильное обучение осуществляется только в X-XI классах.

Чем отличается образовательный процесс в профильных и обычных классах?

Профильное обучение сочетает в себе изучение учебных предметов на повышенном уровне и проведение профессионально ориентированных факультативных занятий. Изучение учебных предметов на повышенном уровне организуется в режиме пятидневной учебной недели, а изучение профессионально ориентированных и иных факультативных занятий – в основном в шестой школьный день.

КОЛИЧЕСТВО УРОКОВ В НЕДЕЛЮ В ПРОФИЛЬНЫХ КЛАССАХ

  • Математика — 6 уроков (на базовом уровне — 4 урока)
  • Физика  — 4 урока (на базовом уровне — 2 урок)
  • Русский язык — 3 урока (на базовом уровне — 1 урок)

Во всех ли учреждениях образования могут быть открыты профильные классы?

Профильные классы могут быть открыты только в тех учреждениях образования, в которых соблюдены все необходимые условия для обеспечения качественного функционирования профильных классов. Профильное обучение возможно в группе минимум из 5 человек (в сельской местности — 3 человека). При условии, что у школы есть такие возможности.

Какие условия необходимы для открытия профильного класса?

  1. Заявления законных представителей учащихся (родителей) с просьбой о зачислении в профильный класс в количестве, необходимом для открытия класса (группы).
  2. Наличие в учреждении образования необходимых кадровых, материально-технических и учебно-методических ресурсов: · педагогические кадры, квалификационный и образовательный уровни которых позволяют обеспечить качество образования; · современная информационно-образовательная среда, включающая как наличие современной компьютерной техники, так и программное обеспечение, информационно-образовательные ресурсы; · наличие оснащенных учебных кабинетов физики, химии, биологии и др.
  3. Организационные возможности учреждения образования (количество имеющихся часов факультативных занятий, учебных кабинетов, режим работы учреждения образования, сменность занятий и др.).
  4. Наличие эффективной системы сетевого взаимодействия с учреждениями дополнительного образования детей и молодежи, учреждениями высшего образования, иными учреждениями образования.

Все ли дети смогут обучаться в профильных классах?

Зачисление учащихся в профильные классы проводится на конкурсной основе. Для зачисления в X профильный класс необходимо иметь отметки не ниже 7 баллов по профильным учебным предметам и средний балл свидетельства об общем базовом образовании – не ниже 6. Без учета среднего балла свидетельства об общем базовом образовании и отметок по профильным предметам зачисляются победители третьего и заключительного этапов республиканской олимпиады по соответствующим (профильным) учебным предметам.

Что такое профильные классы профессиональной направленности?

С целью развития у учащихся необходимых качеств личности и ценностных ориентаций, знаний, умений, навыков, опыта деятельности, связанных с будущей профессиональной деятельностью, в учреждениях образования могут функционировать классы профессиональной направленности для ориентации на получение педагогических, военных и иных специальностей (педагогические классы, военно-патриотические классы, правовые классы и иные).

свернуть

Методические рекомендации

Методические рекомендации по организации образовательного процесса при изучении отдельных учебных предметов на повышенном уровне в X-XI классах учреждений образования
развернуть

Профильные предметы