Проект «Школа – территория здоровья»

 

Проект

«Школа – территория здоровья»

 

  1. Название проекта

Межведомственный информационно-образовательный проект «Школа, содействующая укреплению здоровья, реализующая мероприятия по формированию культуры здоровья и мотивации к здоровому образу жизни в системе «педагогические работники – учащиеся – родители»

  1. Тематическое направление, по которому представлен проект:

Пропаганда и формирование здорового образа жизни учащихся, профилактика школьных заболеваний (понижение остроты зрения, эндокринные заболевания, болезни костно-мышечной системы  и др.).

  1. Проблемное поле проекта:

Низкая мотивация к сохранению здоровья у всех участников образовательного процесса. Большая часть учащихся школы имеют проблему с костно-мышечной системой и наблюдается снижение остроты зрения (по результат исследования заболеваемости среди детей).

  1. Цель проекта:

Организовать деятельность по формированию у учащихся, родителей и педагогического коллектива устойчивой мотивации, направленной на сохранение и укрепление здоровья, в условиях воздействия на них природных и социальных факторов окружающей среды. 

 

  1. Задачи проекта:
  • повышение информированности учащихся, родителей и педагогических работников в вопросах охраны здоровья и степени влияния на него факторов окружающей среды;
  • воспитание ответственности учащихся за своё здоровье и здоровье окружающих;
  • формирование мотивации для здорового образа жизни и предупреждения развития отклонений и ухудшений в состоянии здоровья;
  • обеспечение благоприятной окружающей среды, способствующей сохранению и укреплению здоровья, обеспечивающей формирование навыков здорового образа жизни;
  • активное привлечение к вопросам сохранения и укрепления здоровья заинтересованных организаций, специалистов, родителей и законных представителей учащихся;
  • реализация системы профилактических мероприятий на школьные заболевания (заболевания эндокринной системы, понижение остроты зрения, нарушение осанки и др.);
  • накапливание и обобщение опыт по применению активных форм оздоровления и здоровье сберегающих технологий в процессе реализации проекта;

 

  1. Срок реализации проекта

сентябрь 2024 – август 2025 гг.

 

  1. Участники проекта
  • педагоги ГУО «Свислочская средняя школа»;
  • специалисты, врачи Квасовской амбулатории;
  • члены первичной организации БРСМ;
  • родители, законные представители учащихся;
  • учащиеся;
  • волонтёры;
  • Гродненское РОВД;
  • РОЧС;
  • Настоятель Крестовоздвиженского храма протоирей Андрей Русак

 

  1. Актуальность проекта

Здоровье – это первая и важнейшая потребность человека, определяющая способность его к труду и обеспечивающая гармоническое развитие личности. Оно является важнейшей предпосылкой к познанию окружающего мира, к самоутверждению и счастью человека. По определению Всемирной организации здравоохранения, «здоровье – это состояние физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов».

Физическое здоровье – это естественное состояние организма, обусловленное нормальным функционированием всех его органов и систем.

Психическое здоровье характеризуется развитием памяти, внимания и мышления, степенью эмоциональной устойчивости, развитием волевых качеств, оно зависит от состояния головного мозга.

Нравственное здоровье определяется теми моральными принципами, которые являются основой социальной жизни человека.

Здоровый образ жизни – это образ жизни, основанный на принципах нравственности, рационально организованный, активный, трудовой, закаливающий и, в то же время, защищающий от неблагоприятных воздействий окружающей среды, позволяющий до глубокой старости сохранять нравственное, психическое и физическое здоровье.

Наше будущее зависит от сегодняшних выпускников, от их физического и нравственного здоровья. Но за годы учёбы в школе здоровье многих детей ухудшается. По ряду показателей сформировались негативные тенденции: увеличивается количество детей, имеющих хронические заболевания. Вызывают обеспокоенность детский алкоголизм и наркомания, а также курение школьников.

Для создания единой системы здоровьесберегающих мероприятий, направленных на обеспечение оптимального роста и развития ребенка и повышение устойчивости к воздействию неблагоприятных факторов внешней среды, необходим действенный «инструмент», которым является реализация на базеСвислочской средней школы информационно - образовательного проекта «Школа, содействующая укреплению здоровья, реализующая мероприятия по формированию культуры здоровья и мотивации к здоровому образу жизни в системе «педагогические работники – учащиеся-родители» в рамках Государственной программы «Здоровье народа и демографическая безопасность Республики Беларусь на 2016-2020 гг.». Вовлечение учащихся в реализацию проекта поможет правильно решить проблему свободного времени, сформировать негативное отношение к вредным привычкам и осознать ответственность за собственное здоровье.

Проект подразумевает совместную деятельность педагогических работников, обучающихся и родителей, а также других заинтересованных организаций в сохранении и укреплении здоровья детей.

 

  1. Направления работы проекта
  • организация здоровьесберегающего образовательного процесса: обновление и пополнение нормативно-правовой базы школы; обеспечение соблюдения санитарно-гигиенических норм при организации образовательного процесса, норм по охране труда и техники безопасности; нормализация учебной нагрузки, создание комфортных условий на уроках, выявление трудностей, их анализ и поиск преодоления; организация рациональной системы питания учащихся; обеспечение оптимального режима двигательной активности учащихся; создание банка данных по заболеваемости обучающихся; анализ эффективности профилактических и оздоровительных мероприятий; психологическая помощь учащимся.
  • инструктивно-методическая работа с обучающимися, их родителями и учителями: изучение опыта работы по применению здоровьесберегающих технологий, проведение семинаров, конференций; организация родительского всеобуча; проведение инструктажей по технике безопасности, охране труда, противопожарной безопасности.
  • учебно-воспитательная работа: использование на уроках и во внеурочной деятельности здоровьесберегающих технологий; разработка валеологической тематики классных часов; организация работы спортивных секций; организация работы кружкой направленности по ЗОЖ.
  • создание здорового воспитательного пространства: осуществление комплексной психолого-педагогической диагностики развития детей для определения причин возникновения проблем в обучении, общении, поведении; диагностика психологического климата в классном коллективе; профилактика социально-психологической дезадаптации; оказание индивидуальной педагогической, психологической и социальной помощи детям «группы риска» и их родителям; социальный патронаж неблагополучных семей; организация и проведение мероприятий по профилактике курения, алкоголизма, наркомании.
  • оздоровительно-профилактическая работа: профилактика и коррекция здоровья; проведение в школе праздников и вечеров здоровья; проведение дней здоровья; проведение спортивно-массовых мероприятий; профилактические мероприятия в период каникул; разработка проектов, способствующих формированию потребности следить за своим здоровьем.

 

  1. Формы работы по реализации проекта:
  • информационные часы;
  • беседы;
  • лекции;
  • кинолектории;
  • дискуссии;
  • ток-шоу;
  • круглый стол;
  • анкетирование;
  • игры;
  • акции;
  • тренинги;
  • родительские собрания;
  • семинары-практикумы;
  • спортивные соревнования;
  • Дни здоровья;
  • Олимпийские дни;
  • ярмарка здоровья;
  • спортландии;
  • праздник здоровья;
  • конкурсы творческих работ (рисунков, плакатов, буклетов, сочинений…);
  • выпуск информационных бюллетеней, школьных газет;
  • олимпиада по ЗОЖ;
  • уроки здоровья;
  • выставка литературы.

 

  1. Основная идея проекта

Обеспечение учащегося высоким уровнем реального здоровья, вооружив его необходимым багажом знаний, умений, навыков, необходимых для ведения здорового образа жизни и воспитание культуры здоровья.

  1. Перспективный план проекта

Содержание мероприятия

Сроки

Ответственные

Проведение ежегодных медосмотров обучающихся, выявление отклонений, осмотр специалистами по показаниям здоровья, анализ состояния здоровья

Ежегодно

Квасовская амбулатория

Барташ С.В.

Классные руководители

Мониторинг состояния здоровья обучающихся по состоянию на начало учебного года: составление итогового отчета по заболеваниям, группам здоровья; выделение «группы риска» (дети с избыточной массой тела, с нарушениями остроты зрения, осанки, плоскостопием)

Ежегодно

Квасовская амбулатория

Барташ С.В.

Классные руководители

Соблюдение гигиенических норм и требований к организации образовательного процесса

Ежегодно

Педагогические работники учреждения

Грамотная организация образовательного процесса (расписание уроков, перемен, режимные моменты группы продлённого дня, нормирование учебной нагрузки и объема домашних заданий и др)

Ежегодно

 Руководство, учителя – предметники

Создание комфортных условий для пребывания учащихся в школьных помещениях: обеспечение питьевого, теплового, светового режимов, оформление и оборудование школьных помещений

Ежегодно

Руководство

Проведение на базе школы спортивных праздников, конкурсов, олимпиад, туристических слетов, направленных на формирование здорового образа жизни с активным привлечением родителей учащихся и социальных партнеров

Ежегодно

Учителя физической культуры и здоровья

Проведение «Дней здоровья»

Ежегодно

Учителя физической культуры и здоровья

Продолжение использования методик по профилактике нарушений зрения и нарушений осанки

в течение проекта

Педагогические работники,

законные представители обучающихся

Проведение мероприятий по оптимизации двигательного режима

в течение проекта

Учителя физической культуры и здоровья

Организация и проведение гигиенического обучения и воспитания педагогов, родителей и обучающихся

в течение учебного года

Руководство, учителя-предметники, медицинский работник

Обеспечение контроля со стороны классных руководителей по недопущению использования мобильных телефонов, планшетов для выхода в интернет и игры учащимися начальных классов на переменах

постоянно

Руководство, классные руководители

Обеспечение контроля за выполнением запрета курения табака в здании учреждения и на ее территории

постоянно

Руководство

Создание фотоотчета школы в сфере охраны и укрепления здоровья, пропаганды здорового образа жизни

ежегодно

Барташ С.В.

Эстетическое оформление интерьера класса, школы (информационные стенды, смотр кабинетов)

ежегодно

Руководство школы, классные руководители, заведующие кабинетов

Активизация активного отдыха на переменах

ежегодно

Учителя предметники

Организация детских оздоровительных площадок

ежегодно

Руководство школы

Оздоровление детей в школьном оздоровительном лагере

ежегодно

Барташ С.В.

Тестирование учащихся по выявлению вредных привычек

ежегодно

Барташ С.В.

Классные руководители

Создание условий для занятия спортом детям, состоящим на учёте в ИДН, воспитывающихся в семьях, требующих повышенного педагогического внимания

ежегодно

Заместитель директора по учебно- воспитательной работе.

Барташ С.В.

Организация питания в школе

ежегодно

Руководство,

Ларикова С.В.

Организация досуга в 6-й школьный день

ежегодно

Заместитель директора по учебно- воспитательной работе.

Организация и проведение тематических встреч со специалистами Квасовской амбулатории, представителями православной церкви, РОВД и РОЧС

ежегодно

Барташ С.В.

 

  1. Этапы реализации проекта
  • организационно-подготовительный этап:
  • создание инициативной группы, распределение обязанностей среди участников;
  • организация сотрудничества и партнёрства, согласование планов;
  • изучение вопроса формирования здорового образа жизни в детской среде (анкетирование, обработка и анализ полученных результатов);
  • изучение степени информированности по вопросам здорового образа жизни родителей;
  • подготовка необходимых документов для успешной реализации проекта (проектирование, перспективное планирование, разработка памяток для учащихся, родителей, педагогов, рекомендаций).
  • информационно-ознакомительный этап:
  • изучение содержания имеющегося опыта;
  • планирование конкретных мероприятий по реализации проекта;
  • определение сроков и исполнителей.
  • исполнительский этап:
  • внедрение образовательных программ по вопросам профилактики, сохранения и укрепления здоровья;
  • обучение учащихся основами безопасной жизнедеятельности и здоровому образу жизни;
  • создание образовательной среды, благоприятной для саморазвития личности учащегося;
  • развитие мотивации и здорового образа жизни через воздействие на ценностно-смысловую сферу.
  • контрольно-итоговый этап:
  • подведение итогов и анализ полученных результатов, соотнесение полученных результатов с поставленными задачами.
  • проведение анкетирования родителей и подростков «Твоё здоровье»
  • оформление фотоотчёта «Здоровый образ жизни - стиль жизни» по итогам реализации проекта

  

  1. Эффективность проекта
  • повышение уровня здоровьесберегающей компетентности учащихся, их родителей, учителей по проблемам:

- профилактика школьнообусловленных заболеваний (нарушение костно-мышечной системы, органа зрения, нервно-психического здоровья и др.) и травматизма;

  • формирование стойких установок на приоритет здорового образа жизни всех участников образовательного процесса;
  • уменьшение напряжения адаптационных механизмов, повышение функциональных возможностей организма, развитие физического потенциала, снижение заболеваемости учащихся и педагогов;
  • объединение усилий различных структур для сохранения и укрепления здоровья детей: укрепление связей с родителями, развитие сотрудничества между школой и другими организациями, поддерживающими школу в деятельности по профилактике заболеваний;
  • внедрение во все предметные области образования здоровьесозидающих технологий;
  • коррекция протестного поведения учащихся (табакокурение, ранняя алкоголизация, наркозависимость и др.).
  1. Показатели эффективности реализации проекта
  • не менее 50 % школьников включены в деятельность спортивных секций;
  • 100 % выполнения требований СанПиНа;
  • более 80% учащихся обладают знаниями, умениями и навыками ЗОЖ;
  • положительная динамика здоровья учащихся за три года;
  • уменьшение количества поведенческих рисков, опасных для здоровья (курение, алкоголь, наркотики), количество учащихся, состоящих на учете;
  • степень удовлетворенности школой детей, родителей и педагогов комплексностью и системностью работы по сохранению и укреплению здоровья;
  • последовательная и непрерывная система обучения здоровью на различных этапах обучения, реализация оздоровительных программ обучения;
  • наличие здоровьесберегающей предметно-пространственной среды:
  • отсутствие перегрузок, валеологическое расписание;
  • выполнение санитарно-гигиенических нормативов;
  • использование здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе;
  • отсутствие воздействий неблагоприятных для здоровья детей факторов (экологически чистая вода, воздушно – тепловой режим и т.д.).
  • повышение уровня компетентности педагогического коллектива по использованию здоровьесберегающих технологий;
  • уровень мотивации учащихся к занятию физической культурой и участию в спортивных мероприятиях;
  • наличие рекомендаций по оздоровлению и пропаганде ЗОЖ;

 

  1. Авторская группа проекта

Барташ С.В., педагог социальный

Курановская Е.В..,  заведующий Свислочского ФАПа

Шкута Н.Ф., ответственная за организацию питания.

Дюрдь А.И., учитель физической культуры и здоровья

Гонегер К.Э., учитель физической культуры и здоровья