Проект «Школа – территория здоровья»
Проект
«Школа – территория здоровья»
- Название проекта
Межведомственный информационно-образовательный проект «Школа, содействующая укреплению здоровья, реализующая мероприятия по формированию культуры здоровья и мотивации к здоровому образу жизни в системе «педагогические работники – учащиеся – родители»
- Тематическое направление, по которому представлен проект:
Пропаганда и формирование здорового образа жизни учащихся, профилактика школьных заболеваний (понижение остроты зрения, эндокринные заболевания, болезни костно-мышечной системы и др.).
- Проблемное поле проекта:
Низкая мотивация к сохранению здоровья у всех участников образовательного процесса. Большая часть учащихся школы имеют проблему с костно-мышечной системой и наблюдается снижение остроты зрения (по результат исследования заболеваемости среди детей).
- Цель проекта:
Организовать деятельность по формированию у учащихся, родителей и педагогического коллектива устойчивой мотивации, направленной на сохранение и укрепление здоровья, в условиях воздействия на них природных и социальных факторов окружающей среды.
- Задачи проекта:
- повышение информированности учащихся, родителей и педагогических работников в вопросах охраны здоровья и степени влияния на него факторов окружающей среды;
- воспитание ответственности учащихся за своё здоровье и здоровье окружающих;
- формирование мотивации для здорового образа жизни и предупреждения развития отклонений и ухудшений в состоянии здоровья;
- обеспечение благоприятной окружающей среды, способствующей сохранению и укреплению здоровья, обеспечивающей формирование навыков здорового образа жизни;
- активное привлечение к вопросам сохранения и укрепления здоровья заинтересованных организаций, специалистов, родителей и законных представителей учащихся;
- реализация системы профилактических мероприятий на школьные заболевания (заболевания эндокринной системы, понижение остроты зрения, нарушение осанки и др.);
- накапливание и обобщение опыт по применению активных форм оздоровления и здоровье сберегающих технологий в процессе реализации проекта;
- Срок реализации проекта
сентябрь 2024 – август 2025 гг.
- Участники проекта
- педагоги ГУО «Свислочская средняя школа»;
- специалисты, врачи Квасовской амбулатории;
- члены первичной организации БРСМ;
- родители, законные представители учащихся;
- учащиеся;
- волонтёры;
- Гродненское РОВД;
- РОЧС;
- Настоятель Крестовоздвиженского храма протоирей Андрей Русак
- Актуальность проекта
Здоровье – это первая и важнейшая потребность человека, определяющая способность его к труду и обеспечивающая гармоническое развитие личности. Оно является важнейшей предпосылкой к познанию окружающего мира, к самоутверждению и счастью человека. По определению Всемирной организации здравоохранения, «здоровье – это состояние физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов».
Физическое здоровье – это естественное состояние организма, обусловленное нормальным функционированием всех его органов и систем.
Психическое здоровье характеризуется развитием памяти, внимания и мышления, степенью эмоциональной устойчивости, развитием волевых качеств, оно зависит от состояния головного мозга.
Нравственное здоровье определяется теми моральными принципами, которые являются основой социальной жизни человека.
Здоровый образ жизни – это образ жизни, основанный на принципах нравственности, рационально организованный, активный, трудовой, закаливающий и, в то же время, защищающий от неблагоприятных воздействий окружающей среды, позволяющий до глубокой старости сохранять нравственное, психическое и физическое здоровье.
Наше будущее зависит от сегодняшних выпускников, от их физического и нравственного здоровья. Но за годы учёбы в школе здоровье многих детей ухудшается. По ряду показателей сформировались негативные тенденции: увеличивается количество детей, имеющих хронические заболевания. Вызывают обеспокоенность детский алкоголизм и наркомания, а также курение школьников.
Для создания единой системы здоровьесберегающих мероприятий, направленных на обеспечение оптимального роста и развития ребенка и повышение устойчивости к воздействию неблагоприятных факторов внешней среды, необходим действенный «инструмент», которым является реализация на базеСвислочской средней школы информационно - образовательного проекта «Школа, содействующая укреплению здоровья, реализующая мероприятия по формированию культуры здоровья и мотивации к здоровому образу жизни в системе «педагогические работники – учащиеся-родители» в рамках Государственной программы «Здоровье народа и демографическая безопасность Республики Беларусь на 2016-2020 гг.». Вовлечение учащихся в реализацию проекта поможет правильно решить проблему свободного времени, сформировать негативное отношение к вредным привычкам и осознать ответственность за собственное здоровье.
Проект подразумевает совместную деятельность педагогических работников, обучающихся и родителей, а также других заинтересованных организаций в сохранении и укреплении здоровья детей.
- Направления работы проекта
- организация здоровьесберегающего образовательного процесса: обновление и пополнение нормативно-правовой базы школы; обеспечение соблюдения санитарно-гигиенических норм при организации образовательного процесса, норм по охране труда и техники безопасности; нормализация учебной нагрузки, создание комфортных условий на уроках, выявление трудностей, их анализ и поиск преодоления; организация рациональной системы питания учащихся; обеспечение оптимального режима двигательной активности учащихся; создание банка данных по заболеваемости обучающихся; анализ эффективности профилактических и оздоровительных мероприятий; психологическая помощь учащимся.
- инструктивно-методическая работа с обучающимися, их родителями и учителями: изучение опыта работы по применению здоровьесберегающих технологий, проведение семинаров, конференций; организация родительского всеобуча; проведение инструктажей по технике безопасности, охране труда, противопожарной безопасности.
- учебно-воспитательная работа: использование на уроках и во внеурочной деятельности здоровьесберегающих технологий; разработка валеологической тематики классных часов; организация работы спортивных секций; организация работы кружкой направленности по ЗОЖ.
- создание здорового воспитательного пространства: осуществление комплексной психолого-педагогической диагностики развития детей для определения причин возникновения проблем в обучении, общении, поведении; диагностика психологического климата в классном коллективе; профилактика социально-психологической дезадаптации; оказание индивидуальной педагогической, психологической и социальной помощи детям «группы риска» и их родителям; социальный патронаж неблагополучных семей; организация и проведение мероприятий по профилактике курения, алкоголизма, наркомании.
- оздоровительно-профилактическая работа: профилактика и коррекция здоровья; проведение в школе праздников и вечеров здоровья; проведение дней здоровья; проведение спортивно-массовых мероприятий; профилактические мероприятия в период каникул; разработка проектов, способствующих формированию потребности следить за своим здоровьем.
- Формы работы по реализации проекта:
- информационные часы;
- беседы;
- лекции;
- кинолектории;
- дискуссии;
- ток-шоу;
- круглый стол;
- анкетирование;
- игры;
- акции;
- тренинги;
- родительские собрания;
- семинары-практикумы;
- спортивные соревнования;
- Дни здоровья;
- Олимпийские дни;
- ярмарка здоровья;
- спортландии;
- праздник здоровья;
- конкурсы творческих работ (рисунков, плакатов, буклетов, сочинений…);
- выпуск информационных бюллетеней, школьных газет;
- олимпиада по ЗОЖ;
- уроки здоровья;
- выставка литературы.
- Основная идея проекта
Обеспечение учащегося высоким уровнем реального здоровья, вооружив его необходимым багажом знаний, умений, навыков, необходимых для ведения здорового образа жизни и воспитание культуры здоровья.
- Перспективный план проекта
Содержание мероприятия |
Сроки |
Ответственные |
Проведение ежегодных медосмотров обучающихся, выявление отклонений, осмотр специалистами по показаниям здоровья, анализ состояния здоровья |
Ежегодно |
Квасовская амбулатория Барташ С.В. Классные руководители |
Мониторинг состояния здоровья обучающихся по состоянию на начало учебного года: составление итогового отчета по заболеваниям, группам здоровья; выделение «группы риска» (дети с избыточной массой тела, с нарушениями остроты зрения, осанки, плоскостопием) |
Ежегодно |
Квасовская амбулатория Барташ С.В. Классные руководители |
Соблюдение гигиенических норм и требований к организации образовательного процесса |
Ежегодно |
Педагогические работники учреждения |
Грамотная организация образовательного процесса (расписание уроков, перемен, режимные моменты группы продлённого дня, нормирование учебной нагрузки и объема домашних заданий и др) |
Ежегодно |
Руководство, учителя – предметники |
Создание комфортных условий для пребывания учащихся в школьных помещениях: обеспечение питьевого, теплового, светового режимов, оформление и оборудование школьных помещений |
Ежегодно |
Руководство |
Проведение на базе школы спортивных праздников, конкурсов, олимпиад, туристических слетов, направленных на формирование здорового образа жизни с активным привлечением родителей учащихся и социальных партнеров |
Ежегодно |
Учителя физической культуры и здоровья |
Проведение «Дней здоровья» |
Ежегодно |
Учителя физической культуры и здоровья |
Продолжение использования методик по профилактике нарушений зрения и нарушений осанки |
в течение проекта |
Педагогические работники, законные представители обучающихся |
Проведение мероприятий по оптимизации двигательного режима |
в течение проекта |
Учителя физической культуры и здоровья |
Организация и проведение гигиенического обучения и воспитания педагогов, родителей и обучающихся |
в течение учебного года |
Руководство, учителя-предметники, медицинский работник |
Обеспечение контроля со стороны классных руководителей по недопущению использования мобильных телефонов, планшетов для выхода в интернет и игры учащимися начальных классов на переменах |
постоянно |
Руководство, классные руководители |
Обеспечение контроля за выполнением запрета курения табака в здании учреждения и на ее территории |
постоянно |
Руководство |
Создание фотоотчета школы в сфере охраны и укрепления здоровья, пропаганды здорового образа жизни |
ежегодно |
Барташ С.В. |
Эстетическое оформление интерьера класса, школы (информационные стенды, смотр кабинетов) |
ежегодно |
Руководство школы, классные руководители, заведующие кабинетов |
Активизация активного отдыха на переменах |
ежегодно |
Учителя предметники |
Организация детских оздоровительных площадок |
ежегодно |
Руководство школы |
Оздоровление детей в школьном оздоровительном лагере |
ежегодно |
Барташ С.В. |
Тестирование учащихся по выявлению вредных привычек |
ежегодно |
Барташ С.В. Классные руководители |
Создание условий для занятия спортом детям, состоящим на учёте в ИДН, воспитывающихся в семьях, требующих повышенного педагогического внимания |
ежегодно |
Заместитель директора по учебно- воспитательной работе. Барташ С.В. |
Организация питания в школе |
ежегодно |
Руководство, Ларикова С.В. |
Организация досуга в 6-й школьный день |
ежегодно |
Заместитель директора по учебно- воспитательной работе. |
Организация и проведение тематических встреч со специалистами Квасовской амбулатории, представителями православной церкви, РОВД и РОЧС |
ежегодно |
Барташ С.В. |
- Этапы реализации проекта
- организационно-подготовительный этап:
- создание инициативной группы, распределение обязанностей среди участников;
- организация сотрудничества и партнёрства, согласование планов;
- изучение вопроса формирования здорового образа жизни в детской среде (анкетирование, обработка и анализ полученных результатов);
- изучение степени информированности по вопросам здорового образа жизни родителей;
- подготовка необходимых документов для успешной реализации проекта (проектирование, перспективное планирование, разработка памяток для учащихся, родителей, педагогов, рекомендаций).
- информационно-ознакомительный этап:
- изучение содержания имеющегося опыта;
- планирование конкретных мероприятий по реализации проекта;
- определение сроков и исполнителей.
- исполнительский этап:
- внедрение образовательных программ по вопросам профилактики, сохранения и укрепления здоровья;
- обучение учащихся основами безопасной жизнедеятельности и здоровому образу жизни;
- создание образовательной среды, благоприятной для саморазвития личности учащегося;
- развитие мотивации и здорового образа жизни через воздействие на ценностно-смысловую сферу.
- контрольно-итоговый этап:
- подведение итогов и анализ полученных результатов, соотнесение полученных результатов с поставленными задачами.
- проведение анкетирования родителей и подростков «Твоё здоровье»
- оформление фотоотчёта «Здоровый образ жизни - стиль жизни» по итогам реализации проекта
- Эффективность проекта
- повышение уровня здоровьесберегающей компетентности учащихся, их родителей, учителей по проблемам:
- профилактика школьнообусловленных заболеваний (нарушение костно-мышечной системы, органа зрения, нервно-психического здоровья и др.) и травматизма;
- формирование стойких установок на приоритет здорового образа жизни всех участников образовательного процесса;
- уменьшение напряжения адаптационных механизмов, повышение функциональных возможностей организма, развитие физического потенциала, снижение заболеваемости учащихся и педагогов;
- объединение усилий различных структур для сохранения и укрепления здоровья детей: укрепление связей с родителями, развитие сотрудничества между школой и другими организациями, поддерживающими школу в деятельности по профилактике заболеваний;
- внедрение во все предметные области образования здоровьесозидающих технологий;
- коррекция протестного поведения учащихся (табакокурение, ранняя алкоголизация, наркозависимость и др.).
- Показатели эффективности реализации проекта
- не менее 50 % школьников включены в деятельность спортивных секций;
- 100 % выполнения требований СанПиНа;
- более 80% учащихся обладают знаниями, умениями и навыками ЗОЖ;
- положительная динамика здоровья учащихся за три года;
- уменьшение количества поведенческих рисков, опасных для здоровья (курение, алкоголь, наркотики), количество учащихся, состоящих на учете;
- степень удовлетворенности школой детей, родителей и педагогов комплексностью и системностью работы по сохранению и укреплению здоровья;
- последовательная и непрерывная система обучения здоровью на различных этапах обучения, реализация оздоровительных программ обучения;
- наличие здоровьесберегающей предметно-пространственной среды:
- отсутствие перегрузок, валеологическое расписание;
- выполнение санитарно-гигиенических нормативов;
- использование здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе;
- отсутствие воздействий неблагоприятных для здоровья детей факторов (экологически чистая вода, воздушно – тепловой режим и т.д.).
- повышение уровня компетентности педагогического коллектива по использованию здоровьесберегающих технологий;
- уровень мотивации учащихся к занятию физической культурой и участию в спортивных мероприятиях;
- наличие рекомендаций по оздоровлению и пропаганде ЗОЖ;
- Авторская группа проекта
Барташ С.В., педагог социальный
Курановская Е.В.., заведующий Свислочского ФАПа
Шкута Н.Ф., ответственная за организацию питания.
Дюрдь А.И., учитель физической культуры и здоровья
Гонегер К.Э., учитель физической культуры и здоровья