Родительский университет

ПОЛОЖЕНИЕ о Родительском университете Государственного учреждения образования «Свислочская средняя школа»

Настоящее Положение разработано в соответствии с нормативными правовыми документами Министерства образования Республики Беларусь по организации взаимодействия учреждений общего среднего образования с семьёй.
развернуть

1.Общие положения

1.1. Родительский университет является одной из форм работы с родителями (законными представителями) обучающихся. Это образовательный проект, направленный на формирование у родителей (законных представителей) обучающихся компетенций, позволяющих эффективно решать вопросы воспитания, развития и образования детей.

1.2. Родительский университет создаётся и функционирует при Государственном учреждении образования «Свислочская средняя школа».

1.3. Работа Родительского университета строится в соответствии с данным Положением.

1.4. В работе Родительского университета на добровольной основе принимают участие родители (законные представители) обучающихся учреждения образования, педагогические работники и иные заинтересованные организации и ведомства.

2.     Цель и задачи Родительского университета

2.1. Целью Родительского университета является повышение психолого-педагогической компетентности родителей (законных представителей) в области воспитания и развития детей.

2.2. Для достижения и реализации цели предполагается решение следующих задач:

– формирование у родителей (законных представителей) знаний о возрастных особенностях и потребностях детей и подростков;

– расширение знаний родителей (законных представителей) о психологии семейных отношений;

– повышение психолого-педагогической культуры родителей (законных представителей), вооружение их современными психолого-педагогическими знаниями о психическом, физическом, интеллектуальном развитии ребёнка на различных возрастных этапах его жизни;

– формирование у родителей (законных представителей) осознанного отношения к родительству;

– овладение эффективными технологиями и методами воспитания детей в семье;

– развитие способности к рефлексивному поведению в процессе общения с детьми;

– актуализация навыков эффективной коммуникации для гармонизации детско-родительских отношений;

– развитие взаимопонимания, сотрудничества семьи и учреждения образования.

3.     Организационная структура Родительского университета

3.1. Родительский университет состоит из системы лекториев, тематика заседаний которых посвящена центральным проблемам воспитания с учётом закономерностей развития ребёнка в разные возрастные периоды:

– для родителей учащихся I-V классов – «Воспитание без крика и наказаний»;

– для родителей учащихся V- XI классов – «В одной лодке с подростком»;

3.2. Содержание работы Родительского университета формируется на основании запросов родителей и актуальных проблем семейного воспитания, на дифференцированной основе.

3.3. В рамках Родительского университета могут использоваться следующие формы работы:

– прямые:

лекции, беседы, круглые столы, теоретические семинары, семинары-практикумы, тренинговые занятия, деловые игры, ролевые игры, родительские конференции, индивидуальные беседы и консультации;

 

– дистанционные:

вебинары, on-line-консультации, on-line- опросы по различной тематике, создание буклетов, листовок и др.

4.     Организация работы Родительского университета

4.1. Родительский университет строит свою работу на принципах демократии, гласности, уважения и учета мнений и интересов родителей (законных представителей).

4.2. Периодичность заседаний оргкомитета Родительского университета не реже четырех раз в учебный год (один раз в четверть).

4.3. Руководитель Родительского университета назначается приказом директора из числа квалифицированных педагогов.

4.4. Руководитель Родительского университета согласует свою деятельность с руководителем учреждения образования и подотчётен ему.

4.5. Заседания Родительского университета оформляются протокольно руководителем либо секретарем.

5.     Ожидаемые результаты

5.1. Активизация родителей (законных представителей) как участников образовательных отношений, развитие социально-педагогического партнёрства семьи и учреждения образования;

5.2. Повышение уровня педагогической компетентности родителей (законных представителей), создание благоприятных условий для воспитания и развития детей в семье.

5.3. Формирование нового типа родителя (законного представителя) – социально ответственного человека, активно участвующего в воспитании ребёнка.

 

 

Государственное учреждение образовани

Свислочская средняя школа

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРОГРАММА РОДИТЕЛЬСКОГО  УНИВЕРСИТЕТА

 

 

«Воспитание без криков и наказаний»

для родителей учащихся I-IV классов,

 

 

 «В одной лодке с подростком»

для родителей учащихся V-XI классов

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Школа является важнейшим социальным институтом, с которым семья взаимодействует на протяжении всего обучения ребенка. Эффективность образования и воспитания ребенка во многом зависит от того, насколько тесна эта связь. Требования современной реальности стимулируют педагогов овладевать новейшими педагогическими технологиями для использования их в своей работе, искать эффективные формы взаимодействия с родителями. Сотрудничество семьи и школы в интересах ребенка может быть успешным только в том случае, если они станут союзниками, что позволит им лучше узнать ребенка, учитывать его индивидуальные особенности при развитии его способностей, сформировать жизненные ориентиры и ценностные приоритеты.

Практика показывает, что не все родители имеют достаточный уровень знаний и умений в области воспитания и испытывают трудности в развитии и воспитании ребенка, установлении контактов с детьми. Родители не владеют в достаточной мере знаниями возрастных и индивидуальных особенностей развития ребенка, часто осуществляют воспитание интуитивно, что, как правило, не приносит позитивных результатов. Не всегда родители понимают своего ребенка. Родители могут слушать, но не слышать ребенка, что приводит к сложностям во взаимоотношениях. В таких семьях часто нет прочных межличностных связей между родителями и детьми и, как следствие, «авторитетом» становится внешнее, зачастую негативное окружение, что приводит к «выходу» ребенка из-под влияния семьи.

Педагогам, педагогам-психологам, социальным педагогам важно установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника, создать атмосферу взаимоподдержки и общности интересов. На современном этапе развития связующим звеном между школой и семьей являются специалисты социально-педагогической и психологической службы. Именно от их работы зависит то, насколько семьи понимают политику, проводимую школой по отношению к воспитанию, обучению детей, участвуют в ее реализации. При

этом семья должна рассматриваться как главный заказчик и союзник в воспитании детей, а объединение усилий педагогов и родителей создаст благоприятные условия для развития ребенка.

Цель Родительского университета повышение педагогической и психологической культуры родителей, формирование ответственного, позитивного родительства. Университет педагогических знаний для родителей должен способствовать установлению контактов родителей со школой, взаимодействию родителей и педагогов в воспитании, развитии и социализации ребенка.

 

Основные задачи Родительского университета:

 

формирование ценностно-смысловых основ родительства;

актуализация чувства ответственности за выполнение родительских функций;

формирование и развитие психолого-педагогических компетенций родителей в области семейного воспитания (формирование знаний о семейной психологии, детско-родительских отношениях, возрастных особенностях детей, формирование гармоничных семейных отношений, навыков конструктивного взаимодействия с детьми и др.), содействие развитию навыков самообразования родителей;

обеспечение целенаправленной работы по профилактике семейного неблагополучия и социального сиротства, снижение риска конфликтных ситуаций и кризисных состояний, возникновения затруднений в семейном воспитании, оказание своевременной психолого-педагогической и информационной помощи семьям, попавшим в трудную жизненную ситуацию;

организация                      эффективного    сотрудничества      и    партнерства родителей обучающихся и учреждения образования и т.д.

Целевая группа — родители (законные представители) учащихся.

Направления работы Родительского университета:

1. Организационное:

•                     формирование очной и дистанционной форм обучения в Родительском университете;

•                     разработка «Интернет-сайта родительского университета»;

•                     создание  в  популярных  социальных  сетях  («ВКонтакте»,

«Одноклассники», «Facebook») Интернет-ресурсов для размещения информации о деятельности Родительского университета (анонс предстоящих встреч, новости о прошедших встречах, материалы образовательного характера для родителей и т.д.).

2. Информационно-просветительское:

•                     презентация содержания программы и мероприятий Родительского университета;

•                     организация психолого-педагогического просвещения родителей по различным аспектам семейного воспитания:

-   правовое: о возможностях, правах и обязанностях в осуществлении образовательных потребностей семьи;

-   психолого-педагогическое: о методах и формах воспитания, обучения ребенка;

-   гражданское: о путях развития образования, школы.

•                     консультирование   родителей   по    юридическим,      психолого- педагогическим и другим проблемам.

3. Содержательное:

•                     научно-методическое обеспечение формирования психолого- педагогической компетентности родителей в области воспитания и развития детей с учетом социокультурных традиций, современных проблем и особенностей развития общества;

•                     расширение воспитательного и творческого потенциала родителей и семьи в целом.

Воспитательная деятельность Родительского университета строится:

 

-   на оценке родителями собственного жизненного опыта;

-   на приобретении новых познаний в опоре на собственные внутренние резервы;

-   на стабильном общении детей и их родителей;

-   на формировании атмосферы поиска новых знаний;

-          на самосовершенствовании родителей через осознание ими индивидуального взгляда на ребёнка;

-   на развитии творческих способностей членов семьи;

-   на умении видеть результаты развития детей;

-        на умении видеть трудности и искать пути их преодоления, выстраивать лестницу успеха.

Работа Родительского университета организуется с учётом закономерностей развития ребенка в разные возрастные периоды по трем ступеням:

I     ступень — «Мой ребенок — младший школьник» — для родителей учащихся I-IV классов учреждений общего среднего образования,

II     ступень — «Мой ребенок — подросток» — для родителей учащихся V-IX классов учреждений общего среднего образования,

III       ступень — «Мой ребенок — старшеклассник» — для родителей учащихся X-XI классов учреждений общего среднего образования.

Предлагаемые направления будут способствовать включению родителей в активное сотрудничество со школой в решении проблем семейного воспитания. Организация взаимодействия с родителями учащихся в рамках Родительского университета позволит объединить усилия родителей, педагогов, педагогов-психологов, педагогов социальных и других специалистов по организации конструктивного диалога в поиске ответов на актуальные вопросы семейного воспитания.

Формы проведения занятий:

 

•            традиционные (лекции, беседы, конференции, круглые столы, дискуссии,   семинары-практикумы,  мастер-классы,  психологические

 

б

тренинги, индивидуальные беседы и консультации, опросы родителей по различной тематике, обмен опытом работы и т.д.);

  • дистанционные (вебинары, форумы, on-line консультации, размещение информации по актуальным вопросам семейного воспитания на сайте школы, работа на горячей линии учреждения образования, участие в создании рекламных буклетов, листовок, оформление стендов, анкетирование родителей, создание и обновление уголка педагога-психолога в каждом классе; привлечение родителей к участию в тематических выставках и других мероприятиях).

Ожидаемые результаты работы Родительского университета:

  • формирование у родителей осознанного отношения к родительству;
  • повышение интереса родителей к самообразованию;
  • удовлетворение потребности семьи учащегося в образовательных услугах: в обучении, психолого-педагогической поддержке и др.;
  • повышение уровня педагогической культуры родителей;
  • активизация родителей в решении семейных проблем, сокращение числа неблагополучных семей, случаев семейного насилия, уменьшение числа подростков с девиантным поведением;
  • развитие взаимопонимания, сотрудничества семьи и учреждения образования;
  • охват родительским всеобучем большинства родителей учащихся, благодаря системе дистанционного обучения.

Занятия Родительского университета проводятся один раз в четверть. Консультации для родителей проводятся в соответствии с установленным графиком. Тематика занятий и консультаций с родителями построена с учётом возрастных психологических особенностей учащихся.

 

 

свернуть

Тематический план Родительского университета 2023/2024 учебный год

 

Сроки проведения

Тема

Форма проведения

Ответственный

«Мой ребёнок – младший школьник»

 

Сентябрь

Адаптация учащихся в 1-м классе

Лекция, практикум, вебинар

Классный руководитель

Сентябрь

Значение школьной отметки в жизни ребѐнка

Беседа, семинар-практикум, вебинар

 

Классный руководитель

Сентябрь

Возрастные

психофизиологические особенности учащихся 4-х классов

Лекция, вебинар

Классный руководитель

Октябрь

Как родители могут помочь ребенку учиться

Беседа, семинар-практикум, вебинар

Классный руководитель

Ноябрь

Режим дня школьника.

Беседа, практикум, мастер-класс

Классный руководитель

Декабрь

Главные правила здорового образа жизни

круглый стол, семинар-практикум, вебинар

Классный руководитель

Декабрь

Психологические и физиологические особенности третьеклассников

Лекция, семинар-практикум, мастер-класс

Классный руководитель

Декабрь

Как научить своего ребенка жить в мире людей.

круглый стол, дискуссия, форум, семинар-практикум

Классный руководитель

Январь

 

Значение семейных традиций в формировании и развитии ребенка.

круглый стол, дискуссия, форум

Классный руководитель

Январь

Здоровая семья – здоровый ребенок

Беседа, дискуссия, практикум

Классный руководитель

Февраль

Влияния семьи на эмоциональное состояние ребенка.

Лекция, семинар-практикум, психологический тренинг

Классный руководитель

Февраль

Ребенок и компьютер.

Конференция, круглый стол, дискуссия, форум, семинар-практикум

Классный руководитель

Апрель

Положительные эмоции в жизни школьника

семинар-практикум, психологический тренинг

Классный руководитель

Апрель

Эффективное общение в семье – залог успеха школьника

семинар-практикум, психологический тренинг

Классный руководитель

Май

Трудовое воспитание детей в семье

круглый стол, форум,

 дискуссия

Классный руководитель

Май

Книги в жизни школьника

круглый стол, дискуссия, форум, вебинар

Классный руководитель

«Мой ребёнок – подросток»

 

Сентябрь

Адаптация ребенка в новом коллективе.

семинар-практикум, вебинар

Классный руководитель

Сентябрь

Семья как персональная микросреда жизни и развития ребенка. Нравственные и культурные ценности семьи.

Лекция, беседа, вебинар

Классный руководитель

Сентябрь

Портрет современного подростка

Лекция, конференция, вебинар

Классный руководитель

Октябрь

Гендерное воспитание в семье

Педагогическая мастерская

Классный руководитель

Октябрь

Жизненные цели подростков

Лекция, беседа, вебинар

Классный руководитель

Ноябрь

Ребенок среди сверстников

круглый стол, беседа,  семинар-практикум

Классный руководитель

Ноябрь

Агрессия, еѐ причины и последствия.

Беседа, семинар-практикум, вебинар

Классный руководитель

Декабрь

Правовое воспитание в семье

Круглый стол

 

 

Классный руководитель

Декабрь

Как уберечь подростка от насилия

конференция, форум, семинар-практикум, психологический тренинг

 

Классный руководитель

Декабрь

Профилактика проблемного поведения подростков.

семинар-практикум, вебинар, психологический тренинг

Классный руководитель

Февраль

Подростковая нервозность, её предупреждение и лечение

Вечер вопросов и ответов

Классный руководитель

Февраль

Ваш ребенок вырос

Лекция, беседа, вебинар

Классный руководитель

Февраль

Формирование здорового образа жизни: вредные привычки и как им противостоять

Лекция, беседа, семинар-практикум

Классный руководитель

Март

Безопасность подростков в сети Интернет.

круглый стол, дискуссия, форум, семинар-практикум, мастер-класс

Классный руководитель

Март

Осторожно: суицид.

Беседа, семинар-практикум, вебинар

Классный руководитель

Апрель

Профессиональная ориентация девятиклассников. Как помочь подростку выбрать профессию?

Конференция, форум, семинар-практикум, вебинар

Классный руководитель

Апрель

Как повысить учебную мотивацию подростков.

Беседа, семинар-практикум, психологический тренинг

Классный руководитель

Май

Меры наказания и поощрения в современной семье

круглый стол, дискуссия, форум, вебинар

Классный руководитель

Май

Организация летнего отдыха подростков

Конференция, семинар-практикум, вебинар

Классный руководитель

Май

Культура поведения в конфликтных ситуациях

круглый стол, конференция, семинар-практикум

Классный руководитель

«Мой ребёнок – старшеклассник»

Сентябрь

Здоровье - это жизнь.

Лекция, беседа, семинар-практикум, вебинар

Классный руководитель

Октябрь

Как помочь старшекласснику в профессиональном самоопределении?

Лекция, беседа, семинар-практикум, вебинар

Классный руководитель

Ноябрь

Первая любовь в жизни вашего ребенка.

круглый стол, дискуссия, форум, мастер-класс

Классный руководитель

Декабрь

Как уберечь ребенка от зависимостей? 

круглый стол, дискуссия, форум, мастер-класс

Классный руководитель

Февраль

Роль семьи в формировании репродуктивного здоровья юношей и девушек.

Беседа, круглый стол, вебинар

Классный руководитель

Март

Подготовка старшеклассников к будущей семейной жизни

Беседа, круглый стол, вебинар

Классный руководитель

Апрель

Как помочь старшекласснику обрести уверенность в себе?

круглый стол, дискуссия, психологический тренинг, вебинар

Классный руководитель

Май

Как помочь ребѐнку в период подготовки к экзаменам?

Лекция, беседа, семинар-практикум, вебинар

Классный руководитель

 

свернуть

Информация для родителей

Как разрешить конфликты с близкими людьми

свернуть