Педагогу

Пути повышения воспитательного потенциала урока.

Родившись как форма организации обучения около четырехсот лет назад, урок не мог за это время не измениться и не приобрести черты современной культуры. Из урока, характеризующегося определенным содержанием учебного материала, традициями и правилами, жесткой регламентацией и дисциплиной, неукоснительным подчинением учеников учителю, он трансформировался в урок, устремленный гуманизировать действительность, предоставить растущему человеку максимум свободы для индивидуального развития, утвердить в повседневной жизни непреходящие ценности.

 

Все чаще сегодня мы слышим вместо слова «урок» - «учебное занятие». Стратегия современного урока выходит далеко за пределы простой передачи знаний. Урок должен помогать ребенку осознать себя, окружающую действительность и свою ответственность за нее, обрести жизненные силы и в итоге - стать активным субъектом жизни и творчества.

 

Современно звучат цели образования, обозначенные еще Яном Амосом Коменским: развивать способности, совершенствовать языки, воспитывать нравственно, то есть осуществлять то, что помогает человеку стать Человеком.

 

Развести понятия «воспитание» и «обучение» в контексте современного понимания образования как индивидуально-личностного феномена невозможно. Воспитание предваряет обучение, сопутствует ему через различные виды педагогического сопровождения и доминирует путем различных форм воздействия (социум, личности педагога и родителей, средств массовой информации).

 

Содержание воспитательной работы на уроке должно вытекать из содержания самого урока. « Учить и воспитывать как «молния» на куртке: обе стороны затягиваются одновременно и накрепко неторопливым движением замка – творческой мысли. Вот эта соединяющая мысль и есть главное на уроке»

 

Какими путями можно реализовать воспитательный потенциал урока? Существует несколько подходов к проблеме воспитательных возможностей урока. Один из них отражен в суждении: «Каждый урок воспитывает». Если урок дидактически правильно организован, он окажет позитивное влияние на формирование личности. На формирование – да, но не на воспитание, т.к. воспитание – непременно целенаправленный процесс, непрерывный, т.е. организованный и построенный с осознанной и специально поставленной целью.

 

Очень важно уметь правильно поставить эту цель на каждом урок. Воспитывающее обучение – это такое обучение, в процессе которого организуется целенаправленное формирование запланированных педагогом отношений учащихся к различным явлениям окружающей жизни, с которыми ученик сталкивается на уроке. Круг этих отношений достаточно широк. Поэтому воспитательная цель будет охватывать целый ряд отношений. Но эти отношения достаточно подвижны. Из урока в урок, имея одну воспитательную цель, учитель ставит различные воспитательные задачи и указывает, через что они могут быть достигнуты, через какие виды деятельности. Должна быть система воспитательных задач.

 

Важную роль в реализации воспитательного потенциала урока играет применение современных образовательных технологий. Использование новых технологических схем урока требует от учителя понимания того, эффективна ли применяемая схема с точки зрения реализации задач обучения и воспитания, или ее применение - только дань моде; технология урока должна применяться как система, иначе утрачивается и образовательный и воспитательный смысл применяемой технологии.

 

Большинство современных образовательных технологий предполагают организацию на уроках активной деятельности учащихся на разных уровнях познавательной самостоятельности - в этом и заключается важнейшее условие реализации воспитательного потенциала современного урока - активная познавательная деятельность детей.

 

Нельзя забывать и о роли неосознанного воспитания. Под неосознанным принято называть то воспитание, которое учитель не планирует заранее, не прописывает в тетради, но воспитывает каждый день своим примером, своим отношением к детям и окружающим, своим внешним видом и реакциями на раздражители. Полный достоинства и уверенности учитель воспитывает своим примером.

 

В.А.Сухомлинский писал: «У учителя, умеющего воспитывать знаниями, эти знания... выступают как инструмент, с помощью которого ученики сознательно осуществляют новые шаги в познании мира».

 

Важен психологический климат урока, который проявляется в эмоционально-психологическом настрое учителя и учащихся. В нем на эмоционально-нравственном уровне отражаются личные и деловые взаимоотношения учителя и учащихся, определяемые их ценностными ориентациями, моральными нормами и интересами.

 

Исследования показали, что позиция учителя на уроке, стиль его поведения и общения серьезно влияют на климат урока, отношение учащихся к учению. Особое значение приобретает слово учителя. Еще А.С. Макаренко говорил, обращаясь к учителям: «...Нужно уметь сказать так, чтобы они (ученики.) в вашем слове почувствовали вашу волю, вашу культуру, вашу личность». При этом он отмечал, что этому надо учиться.

 

Каждый урок направлен на достижение триединой цели: обучить, развить, воспитать. Согласно этому общие требования к модели классического урока конкретизируются в дидактических, развивающих и воспитательных требованиях .

 

  Дидактические требования:

 

 □ четкое определение образовательных задач каждого урока;

 

□ рационализация информационного наполнения урока, оптимизация содержания с учетом социальных и личностных потребностей;

 

□ внедрение новейших технологий познавательной деятельности;

 

□ творческий подход к формированию структуры урока;

 

□ обеспечение оперативной обратной связи, действенного контроля;

 

□ научный расчет и мастерство проведения урока и др.

 

Развивающие требования:

 

□ формирование у учащихся положительных мотивов учебно-познавательной деятельности, интересов, творческой инициативы и активности;

 

□ изучение и учет уровня развития и психологических особенностей учащихся, а также проектирование зоны их ближайшего развития;

 

□ проведение учебных занятий на опережающем уровне и др.

Воспитательные требования:

 

□ определение воспитательных возможностей учебного материала, форм деятельности на уроке, постановка реально достижимых воспитательных целей;

 

□ воспитание учащихся на общечеловеческих ценностях, формирование усидчивости, ответственности, исполнительности, самостоятельности, работоспособности, внимательности и др.;

 

□ внимательное и чуткое отношение к учащимся, педагогический такт, сотрудничество с учащимися и заинтересованность в их успехах.

 

В единстве этих составляющих урок представляется как процесс продуктивной деятельности школьников и общения педагога с детьми.

 

Главенство воспитательной функции

 

В педагогике сверхзадача - это та конечная цель воспитывающего обучения, которую учитель ставит перед собой, проектируя развитие учеников. Это перспектива обучения, учительский стратегический план, сверхзадача. Воспитывающий потенциал урока в этой сверхзадаче и воплощается.

 

Воспитание у учеников определенных качеств на разных этапах традиционного урока

 

□ Организационный момент. Воспитываются организованность, внимательность, формируются умения быстро сосредоточиваться.

 

□ Проверка домашнего задания. Воспитываются ответственность за порученное дело, уверенность в себе, умения слышать и слушать другого ученика, реагировать на неожиданную ситуацию, сдерживать эмоции, выступать публично.     

 

□ Объяснение новых знаний. Воспитываются умения сконцентрироваться на получении информации, выделить главное, установить причинно-следственные связи между событиями и явлениями.

 

□ Проверка усвоенного материала. Воспитывается критическое отношение к своим знаниям, развивается способность оценить эффективность собственной работы.

 

□ Объявление домашнего задания. Воспитываются терпение, аккуратность, умение сосредоточиваться.

 

Все это - фоновое воспитание. Оно происходит систематически, из урока в урок и в большей степени влияет на ценностное поведение и сознание детей.

 

А как усилить воспитательный эффект урока? Обеспечить строгое выполнение требований, предъявляемых к результатам освоения общеобразовательной программы: личностным, метапредметным, предметным .

 

К личностным результатам относятся:

 

самоопределение, самооценка, смыслообразование, морально-этическая ориентация, ценностное самосознание, самоуважение.    

 

К метапредметным результатам относятся:

 

регулятивные (управление своей деятельностью, контроль и коррекция, инициативность и самостоятельность);

 

коммуникативные (речевое поведение, умение слушать);

 

познавательные (работа с информацией, учебным материалом, выполнение логических операций сравнения, анализа, обобщения).

 

К предметным результатам относятся: основы системы научных знаний, опыт предметной деятельности по преобразованию и применению нового знания.

 

       Если учебное занятие будет строиться на основании перечисленных требований, то его воспитательная функция займет главенствующее положение по отношению ко всем остальным. На втором месте будет функция развивающая, на третьем - обучающая.

 

Итак, воспитательный потенциал урока сегодня реализуется через направленность, знания, умения и способности учителя, через феномен профессиональной культуры педагога, через системную реализацию потенциала содержания учебных дисциплин; через постановку и решение сверхзадач; через использование опыта гуманистической педагогики.

 

Современный урок направлен не на то, чтобы помочь ученику «пройти» параграф, запомнить формулу или выучить правило, а на то, чтобы стимулировать его к постижению какой-то закономерности жизни, знание которой может сделать его сильнее, свободнее в своих поступках, в выборе собственной судьбы. Именно поэтому во всем, что происходит на уроке, должен быть заложен определенный педагогический смысл.

 

Рекомендации по реализации воспитательного аспекта урока: 

- при планировании урока учитывать диагностику уровня воспитанности ученика и класса в целом; 

- продумывать виды деятельности учащихся на каждом этапе урока в связи с поставленными целями; 

-осуществлять выбор оптимальных способов и приемов для начала урока; 

-использовать на этапе актуализации инновационные технологии; 

- использовать на уроке разные виды контроля, что позволит воспитывать ответственность, самостоятельность, критичность, коммуникабельность, трудолюбие; 

-применять разные способы оценивания, что оказывает положительное воздействие на ребенка и в плане успеха в случае неудач; 

-проводить этап рефлексии на каждом уроке, что позволит корректировать воспитательные задачи урока. 

 

«Учитель на уроке должен пользоваться всяким случаем, чтобы посредством обучения закинуть в душу дитяти какое-нибудь доброе семя»

 

К.Д. Ушинский

 

Правила педагогических работников

Государственный и общественный статус педагогического работника определяет, что педагогический работник является образцом профессионализма и безупречной репутации. Все участники образовательного процесса обязаны уважать честь и достоинство педагогических работников.

В своей деятельности педагогические работники должны руководствоваться следующими правилами:

  1. Реализовывать государственную политику в сфере образования.
  2. Строить работу на основе безусловного взаимного уважения достоинства обучающихся, их законных представителей, коллег.
  3. Добросовестно и качественно исполнять профессиональные обязанности. Постоянно совершенствовать свой профессионализм.
  4. Формировать у обучающихся духовно-нравственные ценности, гражданственность, патриотизм, стремление к здоровому образу жизни.
  5. Быть честным, искренним, справедливым и открытым для общения.
  6. Проявлять доброжелательность, вежливость и тактичность, избегать конфликтов во взаимоотношениях.
  7. В рамках законодательства сохранять тайну лично доверенной информации.
  8. Способствовать созданию позитивных взаимоотношений в коллективе учащихся и педагогическом коллективе.
  9. Соблюдать этические принципы и нормы в медиапространстве.
  10. Внешним видом, поведением, культурой общения соответствовать статусу педагогического работника.

Из приказа Министра образования Республики Беларусь "Об утверждении Правил педагогических работников" от 10.06.2022 № 401

ІV. АФАРМЛЕННЕ ЭКЗАМЕНАЦЫЙНЫХ РАБОТ

  1. Экзаменацыйныя работы па вучэбных прадметах ”Беларуская мова“, ”Русский язык“, ”Мова нацыянальнай меншасці“ (польская мова, літоўская мова), ”Матэматыка“ па завяршэнні навучання і выхавання на II і IIIступенях агульнай сярэдняй адукацыі выконваюцца на падвойных лістах паперы з адбіткам штампа ўстановы адукацыі, якія ўкладваюцца адзін у адзін.

На адбітку штампа ўстановы адукацыі запісваецца дата правядзення выпускнога экзамену.

Напрыклад:

1 чэрвеня 2013 г.

Пасля адбітку штампа ўстановы адукацыі прапускаюцца два радкі (дзве лінейкі) на лістах паперы з разліноўкай у лінейку, чатыры радкі (чатыры клеткі ўніз) на лістах паперы з разліноўкай у клетку і пасярэдзіне радка робіцца адпаведны запіс. Тытульны ліст экзаменацыйнай работы па завяршэнні навучання і выхавання на ІІ і ІІІ ступенях агульнай сярэдняй адукацыі афармляецца згодна з дадаткам 7 дадзеных Метадычных рэкамендацый.

Па вучэбных прадметах ”Беларуская мова“, ”Русский язык“, ”Мова нацыянальнай меншасці“ (польская мова, літоўская мова) на другой старонцы пасярэдзіне першага радка пiшацца назва дыктанта або пераказу, па вучэбным прадмеце ”Матэматыка“ – нумар варыянта.

Пры абазначэнні нумара варыянта можна выкарыстоўваць як арабскія, так і рымскія лічбы (Варыянт 1, Варыянт І).

У двукоссе назва тэмы дыктанта або пераказу бярэцца толькi тады, калi яна з’яўляецца цытатай i пры ёй дадзена прозвiшча аўтара.

Заданні экзаменацыйнай работы па вучэбным прадмеце ”Матэматыка“ не перапісваюцца.

  1. Экзаменацыйныя работы вучняў пасля праверкі і выстаўлення адзнакі ў балах падпiсваюцца старшынёй і членамі экзаменацыйнай камiсii згодна з дадаткам 7 да дадзеных Метадычных рэкамендацый.

Методические рекомендации по проведению экзамена и оформлению экзаменационных письменных работ по русскому (белорусскому) языку

Порядок проведения письменного экзамена

Выпускные экзамены за период обучения и воспитания на II ступени общего среднего образования проводятся в письменной форме с 9 часов.

По завершении обучения и воспитания на II ступени общего среднего образования учащиеся, осваивающие содержание образовательной программы базового образования, сдают «Белорусский язык» в письменной форме (диктант, 1 час); «Русский язык» в письменной форме (диктант, 1 час).

Оформление экзаменационной работы

Экзаменационные работы, которые проводятся в письменной форме, за период обучения и воспитания на II ступени общего среднего образования выполняются на двойных листах бумаги со штампом учреждения образования.

На штампе учреждения образования записывается дата проведения экзамена.  

Например: 2 июня 2018 г.

После штампа учреждения образования пропускается 2 линейки и посредине строчки выполняется соответствующая запись:

                                                    или

Экзаменацыйная работа (дыктант)

па беларускай мове

вучанiцы ІХ класа        

Кавалевiч Вольгi Пятроўны

Экзаменационная работа (диктант)

по русскому языку

учащейся ІХ класса

Ковалевич Ольги Петровны

На второй странице без слова «тема» пишется тема диктанта.

В кавычки название темы диктанта берётся только тогда, когда она является цитатой и при ней стоит фамилия автора.

Методика проведения диктанта

Учитель выразительно прочитывает весь текст диктанта, ученики внимательно слушают, осмысливают содержание текста. Первичное восприятие текста на слух помогает учащимся избежать ряда ошибок.

При необходимости проводится объяснительная работа: обращается внимание на значение отдельных слов, некоторые записываются на доске (имена людей, термины, иноязычные слова).

Затем текст диктанта записывается по предложениям:

– учитель читает предложение полностью, учащиеся внимательно слушают;

– это же предложение учитель читает частями, поделив его на законченные смысловые отрезки, не повторяя их по несколько раз;

– после того, как предложение записано полностью, учитель читает его ещё раз.

В процессе диктанта исключаются подсказки учителя, в том числе и при произношении слов. Совершенно недопустимо орфографическое «подсказывающее» чтение, резко расходящееся с нормами речи (например: чтение слова д[о]ро[ж]ка вместо д[а]ро[ш]ка).

Рекомендуется соблюдать ровный темп чтения, чтобы обеспечить возможность всем учащимся успевать записывать диктуемый текст.

После записи всех предложений текст диктанта читается учителем повторно, с более продолжительными паузами после каждого предложения, чтобы учащиеся успели внимательно проверить правильность написания слов, исправить выявленные ошибки.

Самостоятельная проверка текста в течение 5-10 минут.

Порядок проверки экзаменационной работы

Оценивание работ осуществляется в соответствии с Нормами оценки результатов учебной деятельности учащихся по русскому (белорусскому) языку.

В экзаменационных работах учащихся в письменной форме за период обучения и воспитания на II ступени общего среднего образования учителем зачёркиваются и подчеркиваются все ошибки, а над орфографическими, пунктуационными и грамматическими надписывается правильный вариант.

При проверке диктанта на следующей строчке после текста дробью указывается количество орфографических (числитель) и пунктуационных (знаменатель) ошибок:

2/2

Экзаменационные работы учащихся после проверки и выставления отметки в баллах подписываются председателем и членами экзаменационной комиссии.

Например:

(отметка)

Председатель экзаменационной комиссии    (подпись)  Т.И.Пшеничная

Члены экзаменационной комиссии:             (подпись)  А.Г.Леонов

                                                                            (подпись)  Н.И.Трофимова

 

Итоговая аттестация

Итоговую аттестацию учащихся по тем предметам, которые выносятся на экзамены, осуществляют экзаменационные комиссии. Они выставляют итоговые отметки по учебным предметам на основе годовых и экзаменационных отметок.

При проведении аттестации необходимо руководствоваться Правилами проведения аттестации учащихся при освоении содержания образовательных программ общего среднего образования, утвержденными постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 20 июня 2011 г. № 38 (Зборнік нарматыўных дакументаў Міністэрства адукацыі Рэспублікі Беларусь №17, 2011 г.).

По решению экзаменационной комиссии итоговая отметка может быть выставлена:

а) на уровне экзаменационной отметки за выпускной экзамен, если положительная годовая отметка ниже экзаменационной;

б) на уровне годовой, если положительная экзаменационная отметка ниже годовой;

в) как среднее арифметическое экзаменационной и годовой отметок, если разница между годовой и экзаменационной отметками составляет два и более балла.

При получении экзаменационной отметки «0» баллов не может быть выставлена положительная итоговая отметка.

В случае разногласия между членами экзаменационной комиссии в оценивании письменной работы или устного ответа, а также при выставлении итоговой отметки вопрос решается большинством голосов с обязательной записью в протокол выпускного экзамена мнений членов комиссии, которые не согласны с выставленной отметкой. При равном количестве голосов преимущество отдаётся предложению в пользу ученика.

 

 

 

свернуть