Пути повышения воспитательного потенциала урока.
Родившись как форма организации обучения около четырехсот лет назад, урок не мог за это время не измениться и не приобрести черты современной культуры. Из урока, характеризующегося определенным содержанием учебного материала, традициями и правилами, жесткой регламентацией и дисциплиной, неукоснительным подчинением учеников учителю, он трансформировался в урок, устремленный гуманизировать действительность, предоставить растущему человеку максимум свободы для индивидуального развития, утвердить в повседневной жизни непреходящие ценности.
Все чаще сегодня мы слышим вместо слова «урок» - «учебное занятие». Стратегия современного урока выходит далеко за пределы простой передачи знаний. Урок должен помогать ребенку осознать себя, окружающую действительность и свою ответственность за нее, обрести жизненные силы и в итоге - стать активным субъектом жизни и творчества.
Современно звучат цели образования, обозначенные еще Яном Амосом Коменским: развивать способности, совершенствовать языки, воспитывать нравственно, то есть осуществлять то, что помогает человеку стать Человеком.
Развести понятия «воспитание» и «обучение» в контексте современного понимания образования как индивидуально-личностного феномена невозможно. Воспитание предваряет обучение, сопутствует ему через различные виды педагогического сопровождения и доминирует путем различных форм воздействия (социум, личности педагога и родителей, средств массовой информации).
Содержание воспитательной работы на уроке должно вытекать из содержания самого урока. « Учить и воспитывать как «молния» на куртке: обе стороны затягиваются одновременно и накрепко неторопливым движением замка – творческой мысли. Вот эта соединяющая мысль и есть главное на уроке»
Какими путями можно реализовать воспитательный потенциал урока? Существует несколько подходов к проблеме воспитательных возможностей урока. Один из них отражен в суждении: «Каждый урок воспитывает». Если урок дидактически правильно организован, он окажет позитивное влияние на формирование личности. На формирование – да, но не на воспитание, т.к. воспитание – непременно целенаправленный процесс, непрерывный, т.е. организованный и построенный с осознанной и специально поставленной целью.
Очень важно уметь правильно поставить эту цель на каждом урок. Воспитывающее обучение – это такое обучение, в процессе которого организуется целенаправленное формирование запланированных педагогом отношений учащихся к различным явлениям окружающей жизни, с которыми ученик сталкивается на уроке. Круг этих отношений достаточно широк. Поэтому воспитательная цель будет охватывать целый ряд отношений. Но эти отношения достаточно подвижны. Из урока в урок, имея одну воспитательную цель, учитель ставит различные воспитательные задачи и указывает, через что они могут быть достигнуты, через какие виды деятельности. Должна быть система воспитательных задач.
Важную роль в реализации воспитательного потенциала урока играет применение современных образовательных технологий. Использование новых технологических схем урока требует от учителя понимания того, эффективна ли применяемая схема с точки зрения реализации задач обучения и воспитания, или ее применение - только дань моде; технология урока должна применяться как система, иначе утрачивается и образовательный и воспитательный смысл применяемой технологии.
Большинство современных образовательных технологий предполагают организацию на уроках активной деятельности учащихся на разных уровнях познавательной самостоятельности - в этом и заключается важнейшее условие реализации воспитательного потенциала современного урока - активная познавательная деятельность детей.
Нельзя забывать и о роли неосознанного воспитания. Под неосознанным принято называть то воспитание, которое учитель не планирует заранее, не прописывает в тетради, но воспитывает каждый день своим примером, своим отношением к детям и окружающим, своим внешним видом и реакциями на раздражители. Полный достоинства и уверенности учитель воспитывает своим примером.
В.А.Сухомлинский писал: «У учителя, умеющего воспитывать знаниями, эти знания... выступают как инструмент, с помощью которого ученики сознательно осуществляют новые шаги в познании мира».
Важен психологический климат урока, который проявляется в эмоционально-психологическом настрое учителя и учащихся. В нем на эмоционально-нравственном уровне отражаются личные и деловые взаимоотношения учителя и учащихся, определяемые их ценностными ориентациями, моральными нормами и интересами.
Исследования показали, что позиция учителя на уроке, стиль его поведения и общения серьезно влияют на климат урока, отношение учащихся к учению. Особое значение приобретает слово учителя. Еще А.С. Макаренко говорил, обращаясь к учителям: «...Нужно уметь сказать так, чтобы они (ученики.) в вашем слове почувствовали вашу волю, вашу культуру, вашу личность». При этом он отмечал, что этому надо учиться.
Каждый урок направлен на достижение триединой цели: обучить, развить, воспитать. Согласно этому общие требования к модели классического урока конкретизируются в дидактических, развивающих и воспитательных требованиях .
Дидактические требования:
□ четкое определение образовательных задач каждого урока;
□ рационализация информационного наполнения урока, оптимизация содержания с учетом социальных и личностных потребностей;
□ внедрение новейших технологий познавательной деятельности;
□ творческий подход к формированию структуры урока;
□ обеспечение оперативной обратной связи, действенного контроля;
□ научный расчет и мастерство проведения урока и др.
Развивающие требования:
□ формирование у учащихся положительных мотивов учебно-познавательной деятельности, интересов, творческой инициативы и активности;
□ изучение и учет уровня развития и психологических особенностей учащихся, а также проектирование зоны их ближайшего развития;
□ проведение учебных занятий на опережающем уровне и др.
Воспитательные требования:
□ определение воспитательных возможностей учебного материала, форм деятельности на уроке, постановка реально достижимых воспитательных целей;
□ воспитание учащихся на общечеловеческих ценностях, формирование усидчивости, ответственности, исполнительности, самостоятельности, работоспособности, внимательности и др.;
□ внимательное и чуткое отношение к учащимся, педагогический такт, сотрудничество с учащимися и заинтересованность в их успехах.
В единстве этих составляющих урок представляется как процесс продуктивной деятельности школьников и общения педагога с детьми.
Главенство воспитательной функции
В педагогике сверхзадача - это та конечная цель воспитывающего обучения, которую учитель ставит перед собой, проектируя развитие учеников. Это перспектива обучения, учительский стратегический план, сверхзадача. Воспитывающий потенциал урока в этой сверхзадаче и воплощается.
Воспитание у учеников определенных качеств на разных этапах традиционного урока
□ Организационный момент. Воспитываются организованность, внимательность, формируются умения быстро сосредоточиваться.
□ Проверка домашнего задания. Воспитываются ответственность за порученное дело, уверенность в себе, умения слышать и слушать другого ученика, реагировать на неожиданную ситуацию, сдерживать эмоции, выступать публично.
□ Объяснение новых знаний. Воспитываются умения сконцентрироваться на получении информации, выделить главное, установить причинно-следственные связи между событиями и явлениями.
□ Проверка усвоенного материала. Воспитывается критическое отношение к своим знаниям, развивается способность оценить эффективность собственной работы.
□ Объявление домашнего задания. Воспитываются терпение, аккуратность, умение сосредоточиваться.
Все это - фоновое воспитание. Оно происходит систематически, из урока в урок и в большей степени влияет на ценностное поведение и сознание детей.
А как усилить воспитательный эффект урока? Обеспечить строгое выполнение требований, предъявляемых к результатам освоения общеобразовательной программы: личностным, метапредметным, предметным .
К личностным результатам относятся:
самоопределение, самооценка, смыслообразование, морально-этическая ориентация, ценностное самосознание, самоуважение.
К метапредметным результатам относятся:
регулятивные (управление своей деятельностью, контроль и коррекция, инициативность и самостоятельность);
коммуникативные (речевое поведение, умение слушать);
познавательные (работа с информацией, учебным материалом, выполнение логических операций сравнения, анализа, обобщения).
К предметным результатам относятся: основы системы научных знаний, опыт предметной деятельности по преобразованию и применению нового знания.
Если учебное занятие будет строиться на основании перечисленных требований, то его воспитательная функция займет главенствующее положение по отношению ко всем остальным. На втором месте будет функция развивающая, на третьем - обучающая.
Итак, воспитательный потенциал урока сегодня реализуется через направленность, знания, умения и способности учителя, через феномен профессиональной культуры педагога, через системную реализацию потенциала содержания учебных дисциплин; через постановку и решение сверхзадач; через использование опыта гуманистической педагогики.
Современный урок направлен не на то, чтобы помочь ученику «пройти» параграф, запомнить формулу или выучить правило, а на то, чтобы стимулировать его к постижению какой-то закономерности жизни, знание которой может сделать его сильнее, свободнее в своих поступках, в выборе собственной судьбы. Именно поэтому во всем, что происходит на уроке, должен быть заложен определенный педагогический смысл.
Рекомендации по реализации воспитательного аспекта урока:
- при планировании урока учитывать диагностику уровня воспитанности ученика и класса в целом;
- продумывать виды деятельности учащихся на каждом этапе урока в связи с поставленными целями;
-осуществлять выбор оптимальных способов и приемов для начала урока;
-использовать на этапе актуализации инновационные технологии;
- использовать на уроке разные виды контроля, что позволит воспитывать ответственность, самостоятельность, критичность, коммуникабельность, трудолюбие;
-применять разные способы оценивания, что оказывает положительное воздействие на ребенка и в плане успеха в случае неудач;
-проводить этап рефлексии на каждом уроке, что позволит корректировать воспитательные задачи урока.
«Учитель на уроке должен пользоваться всяким случаем, чтобы посредством обучения закинуть в душу дитяти какое-нибудь доброе семя»
К.Д. Ушинский