Министерство образования Республики Беларусь
Управление образования Гродненского райисполкома
Государственное учреждение образования
Свислочская средняя школа
ИНФОРМАЦИОННАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОЕКТА
Название проекта:
Внедрение модели формирования готовности педагога к управленческой деятельности в учреждении образования
Научное сопровождение проекта:
Абрамчик Руслан Юрьевич, начальник главного управления образования Гродненского областного исполнительного комитета
Обоснование целесообразности проекта:
Вызовы, с которыми сталкивается сегодня Республика Беларусь, прямо определяют новые требования к личности педагога, важнейшее из которых – его устойчивая и полная самореализация. Полнота самореализации личности означает максимальную успешность развития своих способностей, использование социальных условий для раскрытия задатков и одаренности, а вместе с тем и максимальную пользу, которую личность может принести своим близким, обществу, в котором живет, человеческой цивилизации в целом.
Особенно актуальным это становится в отношении педагогов, состоящих в резерве на должность руководителя учреждения образования, поскольку создание конкурентной образовательной среды учреждения общего среднего образования (далее – УО), управление результативностью и эффективностью деятельности УО в современных условиях требует соответствующей готовности, особых управленческих компетенций, и образовательная практика нацеливает на необходимость новых подходов ликвидации дефицитов в этой сфере знаний будущих руководителей.
Недостаточная подготовленность руководителя УО к переходу на новый уровень управления, к организации процесса развития УО и обеспечения результатов его деятельности, а также высокая требовательность к профессиональной компетентности руководителя, является одной из причин текучести управленческих кадров. Обеспечить функционирование и развитие УО после смены руководителя способны только те педагогические работники, которые имеют необходимую теоретическую и практическую подготовленность к управленческой деятельности, мотивированные на саморазвитие и самосовершенствование, для которых менеджмент (управление) является одной из важнейших профессиональных ценностей и важнейшим смыслом, т.е. те педагоги, которые обладают необходимой готовностью к управленческой деятельности. Таким образом, готовность педагога к управленческой деятельности приобретает особую актуальность.
С.А. Сергейко на основе анализа психолого-педагогической литературы установила, что несмотря на отсутствие единой точки зрения на определение понятия «готовность» на современном этапе развития теории готовности личности к деятельности, все ученые сходятся во мнении о том, что готовность необходимое условие успешной деятельности личности, ее начала, эффективного продолжения и результативного завершения [7]. Готовность аккумулирует в себе все необходимые и достаточные для решения поставленной задачи элементы предстоящего действия.
В зависимости от специфики деятельности личности в науке представлены различные виды готовности личности к деятельности: психологическая готовность (М. И. Дьяченко, Л. И. Кандыбович, Н. Д. Левитов, II. А. Просецкий, Л. А. Уманский); нравственно-психологическая готовность (А. Г. Ковалев); нравственная готовность (Б. Г. Ананьев, В. А. Сухомлинский); внутренняя готовность (П. А. Шавир); практическая готовность (З. С. Ильин, В. А. Сластенин, А. И. Щербаков); профессиональная готовность к послевузовскому образованию (С. А. Позняк, В. П. Тарантей); операционная готовность (Л. К. Лесохина); социально-психологическая готовность (Б. Д. Парыгин); эмоционально-волевая готовность (Н. Д. Левитов); мотивационно-деятельностная готовность (И. А. Вишняков) [7].
Считаем возможным выделить готовность педагога к управленческой деятельности в учреждении образования. Опираясь на идеи С. А. Сергейко [7], под готовностью педагога к управленческой деятельности в инновационном проекте будем понимать синергизирующую надстройку над профессиональной компетентностью педагога, представляющую собой динамичную интегративную характеристику личности, проявляющуюся в определенной целостности и обусловливающую способность к специфическому виду профессиональной деятельности – менеджменту образовательного процесса – на основе самопознания, самоактуализации, самоидентификации, самопроектирования, саморазвития и самопрезентации.
Структура готовности к управленческой деятельности педагога включает четыре компонента: теоретико-методологический (методологические, фактологические, инструментальные знания, позволяющие наиболее полно реализовать способности педагога в управленческой деятельности; готовность к их пополнению и совершенствованию в течение всей профессиональной жизни); деятельностный (умения, позволяющие наиболее полно реализовать способности педагога в управленческой деятельности); психолого-регулятивный (потребность и интерес в управленческой деятельности, направленность на профессиональную самореализацию через управленческую деятельность и волевые качества личности); ценностно-смысловой (профессиональные ценности и смыслы, ценностное отношение к профессиональной самореализации через управленческую деятельность). Компоненты готовности к управленческой деятельности находятся во взаимодействии и единстве. Ядром является ценностно-смысловой компонент.
Формирование готовности педагога к управленческой деятельности в УО мы будем рассматривать через выстраивание персональной образовательной траектории педагога, состоящего в резерве на должность руководителя учреждения образования (профессионально-самореализационного портрета «Начальник» (по С.А. Сергейко)) для его полной и устойчивой самореализации в профессии. Под профессиональной самореализацией будем понимать персональную стратегию профессиональной деятельности педагога, совершенствования его личностных качеств, развития профессиональных компетенций на основе самопознания, самоактуализации, самоидентификации, самопроектирования, саморазвития и самопрезентации [9].
В предлагаемом нами проекте данная ситуация будет усилена созданием в регионе интегрированного единого образовательно-профессионального пространства на основе объединения ресурсов педагогов профессионально-самореализационного портрета «Начальник», системы дополнительного образования взрослых (ИРО), районных учебно-методических кабинетов (РУМК) и учреждения образования, в котором работают педагоги профессионально-самореализационного портрета «Начальник», при одновременной адаптации содержания образования требованиям социального заказа к дополнительному образованию будущего руководителя УО и его индивидуальным особенностям. В этом будет заключаться научная новизна инновационной деятельности. Практическая значимость будет обеспечена посредством внедрения в широкую образовательную практику и систему повышения квалификации апробированного научно-методического и организационно-методического обеспечения авторской модели формирования готовности педагогов к управленческой деятельности в интегрированном образовательно-профессиональном пространстве.
Цель инновации – формирование готовности к управленческой деятельности в учреждениях образования педагога, состоящего в резерве на должность руководителя учреждения образования (профессионально-самореализационного портрета «Начальник»), для его полной и устойчивой самореализации в профессии.
В соответствии с целью поставлены следующие задачи инновационного проекта:
1. Организовать взаимодействие в интегрированном образовательно-профессиональном пространстве по развитию готовности управленческой деятельности в учреждениях образования педагога, состоящего в резерве на должность руководителя учреждения образования (профессионально-самореализационного портрета «Начальник»), для его полной и устойчивой самореализации в профессии.
2. Реализовать организационно-методические условия развития готовности к управленческой деятельности в учреждениях образования педагога, состоящего в резерве на должность руководителя учреждения образования (профессионально-самореализационного портрета «Начальник»), в интегративном образовательно-профессиональном пространстве.
3. Разработать программу поэтапного формирования готовности к управленческой деятельности педагога, состоящего в резерве на должность руководителя учреждения образования (профессионально-самореализационного портрета «Начальник»), с учетом её структурных компонентов.
4. Разработать критерии сформированности готовности к управленческой деятельности в учреждениях образования педагога, состоящего в резерве на должность руководителя учреждения образования (профессионально-самореализационного портрета «Начальник»).
5. Разработать и апробировать научно-методическое обеспечение взаимодействия в системе «институт развития образования – районный учебно-методический кабинет – учреждение образования – педагог самореализационного портрета «Начальник» по развитию готовности педагога, состоящего в резерве на должность руководителя учреждения образования (профессионально-самореализационного портрета «Начальник»), в интегрированном образовательно-профессиональном пространстве.
6. Оценить эффективность модели развития готовности к управленческой деятельности в учреждениях образования педагога, состоящего в резерве на должность руководителя учреждения образования (профессионально-самореализационного портрета «Начальник»), в интегративном образовательно-профессиональном пространстве на основе выделенных критериев.
7. Обобщить опыт работы участников инновационной деятельности и разработать методические рекомендации и материалы по эффективному внедрению инновационной модели в образовательную практику.
Новизна инновационного проекта заключается в:
- создании в регионе интегрированного единого образовательно-профессионального пространства на основе объединения ресурсов педагогов профессионально-самореализационного портрета «Начальник», системы дополнительного образования взрослых (ИРО), районных учебно-методических кабинетов (РУМК) и учреждения образования, в котором работают педагоги профессионально-самореализационного портрета «Начальник», при одновременной адаптации содержания образования требованиям социального заказа к дополнительному образованию будущего руководителя УО и его индивидуальным особенностям;
- разработке и внедрении модели развития готовности к управленческой деятельности в учреждениях образования педагога, состоящего в резерве на должность руководителя учреждения образования (профессионально-самореализационного портрета «Начальник», в интегративном образовательно-профессиональном пространстве;
- разработке и внедрении программы поэтапного формирования готовности к управленческой деятельности педагога, состоящего в резерве на должность руководителя учреждения образования (профессионально-самореализационного портрета «Начальник»), с учетом её структурных компонентов;
- разработке методических рекомендаций и материалов по внедрению модели формирования готовности к управленческой деятельности педагога, состоящего в резерве на должность руководителя учреждения образования (профессионально-самореализационного портрета «Начальник»).
Описание научных теорий и разработок, на основе которых создан инновационный проект.
Методологической основой инновационного проекта являются:
системный и межпредметный подход к исследованию социокультурных и педагогических феноменов (В.Г.Афанасьев, И.В.Блауберг, Э.Г.Юдин, В.И.Загвязинский, А.В.Мудрик, Л.И.Новикова, А.Д.Урсул, Г.П.Щедровицкий, Н.Л.Селиванова);
полипарадигмальность как методологический принцип, предполагающий сосуществование нескольких методологических систем, в рамках которых выстраиваются целостные, законченные модели образовательного процесса, выраженные в форме педагогических теорий, технологий, систем обучения и воспитания, что признается многими учеными (И.Г.Фомичева, И.А.Колесникова, О.Г.Прикот, Г.Б.Корнетов и др.).
Теоретическую основу инновационного проекта составили:
теория управленческих знаний и умений директора на основе общей теории управления (Т.И.Шамовой), в которой делается упор на усвоение содержание образовательных целей, осмысление стратегии развития образования, классификацию методов осуществления образовательного процесса, сравнение эффективности различных методов осуществления образовательного процесса и определения выбора форм организации образовательного процесса, определении уровня своих знаний о сущности образовательного процесса, проектирование программы своего профессионального самосовершенствования;
концепция профессиональной готовности к деятельности как надстройка над профессиональной компетентностью личности, определяющих её готовность к действиям (М.М.Дьяченко, И.А.Зимняя, Л.А.Кандыбович, В.А.Крутецкий, Е.С.Кузьмин, М.Д.Левитова, В.Н.Мясищев, С.А. Сергейко и др.) в соответствии со структурой профессиональной деятельности. Компоненты готовности педагога к управлению – теоретико-методологичеий, деятельностный, психолого-регулятивный и ценностно-смысловой являются факторами развития педагога, способствуют осознанию личной ответственности за образовательный процесс учреждения образования, развитию интереса к психолого-педагогическим проблемам управления, технологиям его совершенствования; стремлению быть профессионалом нового типа, проявлению высокого уровня нравственности и культуры управления;
парадигма профессиональной самореализации педагога, четырехуровневая структурно-функциональная модель интегрированного образовательно-профессионального пространства формирования и развития готовности педагогов к профессиональной самореализации; взаимосвязи теоретико-методологического, деятельностного, психолого-регулятивного и ценностно-смыслового компонентов, являющихся составляющими готовности педагога к профессиональной самореализации; 11 персональных траекторий профессиональной самореализации педагога (С. А. Сергейко).
Структура внедряемой инновационной модели формирования готовности педагога к управленческой деятельности в учреждениях образования состоит из следующих составных модулей: концептуально-целевого, организационно-содержательного и результативно-коррекционного. Концептуально-целевой модуль описывает цели и условия внедрения модели, организационно-содержательный – направления и содержания деятельности по формированию готовности, результативно-коррекционный – критерии и показатели результативности.
Основой концептуально – целевого модуля модели выступают цели инновационного проекта и необходимые условия его внедрения.
Цель проекта: формирование готовности к управленческой деятельности в учреждениях образования педагога, состоящего в резерве на должность руководителя учреждения образования (профессионально-самореализационного портрета «Начальник»), для его полной и устойчивой самореализации в профессии.
Одним из важнейших условий формирования готовности педагога к управленческой деятельности в учреждениях образования является построение интегрированного образовательно-профессионального пространства. Под интегрированным образовательно-профессиональным пространством понимается конструкт (специально организованная совокупность взаимосвязанных образовательных и профессиональных структур) по формированию готовности педагога к управленческой деятельности [8]. Целью создания данного пространства является объединение образовательно-научно-методического потенциала системы дополнительного образования взрослых (ИРО), (РУМК) и УО, в котором работает педагог профессионально-самореализационного портрета «Начальник», для формирования готовности последнего к управленческой деятельности, и обеспечения потребности региона в профессионально подготовленных и конкурентоспособных управленческо-педагогических кадрах.
Формирование готовности педагога к управленческой деятельности требует развития специальных профессиональных компетенций, необходимых для реализации содержания управленческой деятельности руководителя учреждения образования, совершенствования личностных качеств, развития психологическо-регулятивной и ценностно-смысловой сфер. Решение данного вопроса обеспечивает синергизирующая надстройка над профессиональной компетентностью педагога, характеризующаяся наличием определенных знаний и усвоенного комплекса умений, развитием совокупности личностных качеств, соответствующей характеру управленческой деятельности, и ценностно-смыслового отношения к управленческой деятельности [7].
Готовность педагога к управленческой деятельности выступает в качестве содержательной рамки, на базе которой осуществляется развитие профессионально-управленческих компетенций, совершенствование личностных качеств, обогащение психологическо-регулятивной и ценностно-смысловой сфер. Ликвидация недостатков и пробелов в управленческо-педавгогической компетентности педагога, развитие его мастерства и управленческо-педагогической культуры, необходимость обогащения и углубления знаний в конкретных управленческо-профессиональных вопросах вследствие повышения требований к их уровню, необходимость освоения современных методов и технологий менеджмента вследствие появления новых теорий управления выступают содержательным ориентиром для развития ценностно-смыслового, теоретико-методологического, деятельностного и психолого-регулятивного компонентов готовности педагога к управленческой деятельности.
Организационно-содержательный модуль инновационной модели раскрывает содержательное наполнение модели, он представлен следующими блоками: диагностический; деятельностный; технологический; ресурсный.
Диагностический блок модуля предполагает проведение стартовой диагностики педагогов по следующим направлениям:
Определение уровня развития теоретико-методологического компонента готовности, уровня владения основами современной методологии управления образовательным процессом в учреждениях образования, представлений о сущности, закономерностях, принципах, формах управления развитием учреждений образования.
Диагностика степени сформированности ценностно-смыслового компонента, ценностного отношения к профессиональной самореализации через управленческую деятельность, уровень развития мотивации к управленческой деятельности.
Психолого-регулятивного компонента готовности, позитивной созидательной активности педагога, позволяющей наиболее полно реализовать себя в сфере профессиональной деятельности через управление; участие педагога в деятельности по саморазвитию и самосовершенствованию.
Определение психологических барьеров, препятствий психологического характера, имеющихся у педагога, мешающих формированию ценностно-смыслового отношения к управленческой деятельности, вызванное либо особенностями ситуации, либо особенностями личности специалиста.
Для диагностики можно использовать следующие методики: методика «Цикл управленческих умений» (Кларк Л. Вилсон); опросник мотивов, ценностей и предпочтений (Хоган); методика определения личностной ориентации во взаимоотношениях с людьми (тест А. Ершова); тест «Коммуникабельны ли Вы» (В.Д. Ряховский); методика «Эффективность лидерства»; тест оценки мотивации (В. Герчиков) и др.
Содержательный блок характеризуется совокупностью образовательных мероприятий по развитию готовности к управленческой деятельности в учреждениях образования педагога, состоящего в резерве на должность руководителя учреждения образования (профессионально-самореализационного портрета «Начальник»), совокупностью образовательно-профессиональных мероприятий, акцентирующих самореализационную составляющую профессиональной деятельности педагога портрета «Начальник», содержание которых обогащено в направлении профессиональной самореализации, на 4-ех уровнях: когнитивном, деятельностном, эмоциональном и аксиологическом.
Когнитивный уровень предполагает образование системы смыслов (концептов), относящихся к содержанию управленческой деятельности и готовности педагогов к ней и входящих в концептуальную систему личности педагога.
Деятельностный уровень реализуется через включение педагогов в деловые и инновационные, интерактивные игры, тренинги, анализ конкретных ситуаций педагогической практики и т.п., направленные на моделирование конкретных ситуаций их самореализации через управленческую деятельность, на овладение новым инструментарием, создание новых информационных ресурсов, на повышение рефлексивной и аналитической культуры, развитие компетенций в сфере проектирования и моделирования собственной управленческой деятельности, на освоение технологий эффективного использования личных и групповых ресурсов для достижения значимых целей.
Проживание педагогами получаемого на первых двух уровнях знания, выработка ими смыслового отношения к этому знанию как результату деятельности членов профессионального сообщества обеспечивает реализацию эмоционального уровня блока. Эмоциональный компонент является побудителем активности, переводит педагога из позиции пассивного исполнителя инструкций и предписаний в позицию субъекта профессиональной деятельности и реализации себя через управленческую деятельность.
На аксиологическом уровне интегрируются полученные участниками знания и умения (компетенции); определяется иерархия личных ценностей и формулируется индивидуальная миссия; создается подробная карта реализации себя через управленческую деятельность, на которой обозначаются направления, маршруты и время достижения главных и соподчиненных, краткосрочных и долгосрочных целей; выявляются ключевые личностные ресурсы для ее достижения; оценивается собственный потенциал роста и намечаются пути наращивания необходимых компетенций для реализации себя в качестве руководителя УО (индивидуальная программа развития).
Деятельностный блок организационно-содержательного модуля представлен конкретными видами деятельности по формированию готовности педагога к управленческой деятельности, а также методическим сопровождением формирования всех компонентов готовности педагогов к управленческой деятельности.
В технологическом блоке организационно-содержательного модуля представлены направления, формы, методы и приемы формирования готовности к управленческой деятельности педагога, состоящего в резерве на должность руководителя учреждения образования (профессионально-самореализационного портрета «Начальник»). Блок предусматривает реализацию разноуровневых программ развития готовности в зависимости от уровня сформированности ее компонентов.
Ресурсный блок организационно-содержательного модуля включает в себя интеллектуальные, информационные, моральные и материальные ресурсы:
интеллектуальные ресурсы (педагогические работники, повышение квалификации педагогов, переподготовка, обучение педагогов);
информационный ресурсы: (публикации, семинары, обмен опытом работы с учреждениями образования региона, республики, ближнего и (или) дальнего зарубежья;
моральные и материальные ресурсы (мотивация, премирование, моральное и материальное поощрение педагогов, участвующих в иннррвационной деятельности).
Результативно-коррекционный модуль инновационного проекта «Внедрение модели формирования готовности педагога к управленческой деятельности в учреждениях образования» предполагает периодический мониторинг результативности: стартовую, промежуточную и итоговую диагностику уровня сформированности готовности, коррекцию результатов инновационной деятельности.
Нами условно выделены следующие критерии результативности формирования готовности к управленческой деятельности.
• ценностно-смысловой: принятие и субъективация профессиональных ценностей и смыслов для самореализации в профессии через управленческую деятельность;
• психолого-регулятивный: потребность, установка цель, мотивы, обеспечивающие профессиональную самореализацию через управленческую деятельность; адекватная самооценка; уровень рефлексивной культуры;
• теоретико-методологический: знания (методологические, фактологические, инструментальные), позволяющие наиболее полно реализовать способности в управленческо-профессиональной деятельности; готовность к их пополнению и совершенствованию в течение всей профессиональной жизни;
• деятельностно-технологический: умения, позволяющие наиболее полно реализовать способности в специфическом виде деятельности в организации по обеспечению процесса руководства людьми для достижения целей и задач УО.
Проведение мониторинга по данным критериям позволяет определить динамику показателей развития готовности к управленческой деятельности.
Ожидаемые результаты внедрения модели
В результате реализации инновационного проекта «Внедрение модели формирования готовности педагога к управленческой деятельности в учреждении образования» в регионе будут созданы:
интегрированное единое образовательно-профессиональное пространство на основе объединения ресурсов педагогов профессионально-самореализационного портрета «Начальник», системы дополнительного образования взрослых (ИРО), районных учебно-методических кабинетов (РУМК) и учреждения образования, в котором работают педагоги профессионально-самореализационного портрета «Начальник», при одновременной адаптации содержания образования требованиям социального заказа к дополнительному образованию будущего руководителя УО и его индивидуальным особенностям;
система поэтапного формирования теоретико-методологического, деятельностного, психолого-регулятивного и ценностно-смыслового компонентов готовности педагога;
совокупность эффективных форм, методов и приемов формирования готовности к управленческой деятельности, отработанная на практике в ходе внедрения модели.
научно-методическое обеспечение для использования в широкой образовательной практике учреждений образования, управлений (отделов) образования модели формирования готовности педагога к управленческой деятельности.
Внедрение модели будет способствовать
повышению престижа будущего педагога-руководителя в контексте личностной и общественной составляющей;
развитию управленческо-профессиональной компетентности будущих педагогов-руководителей, обеспечивающих оптимальные условия для самореализации субъектов образовательного процесса;
опережающему характеру профессионального развития будущих руководителей учреждения образования;
формированию качественно нового и стабильного кадрового состава руководителей учреждений образования.
результате реализации инновационного проекта будет разработано
Финансово-экономическое обоснование инновационного проекта
Дополнительное бюджетное финансирование для реализации инновационного проекта не требуется.
В соответствии с п.3 Приложения 31 к постановлению Министерства образования Республики Беларусь от 03.06.2019 №71 «О некоторых вопросах оплаты труда работников в сфере образования» (с измен. и дополнениями), с п.___ Положения о других стимулирующих и компенсирующих выплатах работникам государственного учреждения образования «_______________» (приложение к Коллективному договору) будут установлены надбавки педагогическим работникам за участие в инновационной деятельности на период реализации инновационного проекта. В случае необходимости будут использоваться средства из источников, разрешенных законодательством.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Дремина, И. А. Формирование культуры непрерывного образования педагога в системе повышения квалификации /И. А. Дремина// Образоват. технологии. – 2022 – № 1 – С. 71–76.
2 Зеер Э. Ф. Психология профессионального развития / Э.Ф. Зеер. Москва: Академия, 2007.– 239 с.
3. Койнова, Ю. В. Формирование профессиональной компетентности социальных работников в процессе вузовского обучения (на материале Германии) : автореф. дис…. канд. пед. наук / Ю. В. Койнова. – М., 1996. – 24
4 Леонтьев Д. А. Тест смысложизненных ориентаций (СЖО) / Д. А. Леонтьев. Москва: Смысл, 2000.– 18 с.
5. Мищенко, А. И. Педагогический процесс как целостное явление / А. И. Мищенко. – М. : Прометей, 1993. – 157 с.
6. Психология саморазвития человека в системе «Образование – профессия – общество»: подходы и результаты исследований: коллективная монография / под ред.М. М. Дудиной.– Екатеринбург, 2015.– 270 с.
7. Сергейко, С. А. Готовность педагога к профессиональной самореализации: сущность и структура / С. А. Сергейко// Адукацыя і выхаванне. – 2022 – № 2 – С. 37–45.
8. Сергейко, С. А. Интегрированное образовательно-профессиональное пространство для самореализации педагога / С. А. Сергейко // Народная асвета. – 2023. – №3. – С. 3–6.
9. Сергейко, С. А. Типология самореализационных портретов педагога / С. А. Сергейко // Современное образование: мировые тенденции и региональные аспекты. сборник статей VI Международной научно-практической конференции 27 ноября 2020 года, г. Могилёв. В 3 частях. Ч. 1 / редкол. : М. М. Жудро [и др.] ; под общ. ред. Т. И. Когаческой. – Могилев : МГОИРО, 2020. – С. 9–12.
10. Филинкова Е.Б. Уровень и личностные факторы готовности педагогов дошкольного и среднего образования к переходу на управленческую работу/ Е.Б.Филинкова // Психологическая наука и образование, 2019. –Т .2. – C .72—81.
11. Якимова, З. В. Профессиональная самоактуализация: структура и этапы формирования / З. В. Якимова // Инновации в образовании. – 2022 – № 2 – С. 85–98.
12. Яцкевич, А. К. «Строим карьерную траекторию»: школа профессиональной самореализации педагога / А. К. Яцкевич// Нар. асвета. – 2022 – № 12. – С. 16–18.
№ |
Содержание деятельности |
Сроки |
Ответственный |
Форма представления результатов |
1 |
Информирование педагогического коллектива о вхождении учреждения образования в инновационную деятельность |
30.09.2024
|
Директор Кашето Н.В. |
Педагогический совет |
2 |
Издание приказа по учреждению образования «Об организации инновационной деятельности в учреждении образования» |
1 сентября 2024 года |
Директор Кашето Н.В. |
Приказ |
3 |
Встреча с консультантом инновационного проекта |
Сентябрь 2024 |
Директор Кашето Н.В. |
Круглый стол |
4 |
Уточнение программы и календарного плана на 2024/2025 учебный год |
Сентябрь 2024 |
Руководитель проекта |
Изменения в программу и календарный план |
5 |
Подготовка диагностического материала для резервиста |
Сентябрь 2024 |
Творческая группа |
Диагностические вопросы на «знания» и «умения» |
6 |
Проведение стартовой диагностики Диагностика темперамента Стреляу Опросник враждебности Басса-Дарки Оценочная шкала стрессовых событий Холма-Раге Тест лидерство по Джеку Уэлчу Оценка мотивации к достижению цели Ориентировочная анкета Б.Басса Копинг-поведение в стрессовых ситуациях Авторская методика с проблемными ситуациями |
Сентябрь 2024 |
Творческая группа |
Анкетирование, тестирование |
7 |
Уточнение исследовательской темы каждого участника инновационного проекта |
Сентябрь 2024 |
Творческая группа |
Круглый стол, педагогический дневник
|
8 |
Изучение изданий периодической печати |
Сентябрь 2024 |
Творческая группа |
Список |
9 |
Семинар практикум «Документальное сопровождение инновационной деятельности» |
Сентябрь 2024 |
Творческая группа |
Семинар-практикум, материалы |
10 |
Составление календарного плана инновационной работы каждого участника инновационного проекта |
Сентябрь 2024 |
Творческая группа |
Педагогический дневник |
11 |
Оформление страницы «Инновационная деятельность» на сайте учреждения образования, обновление по мере необходимости
|
Сентябрь 1 раз в месяц |
Руководитель проекта Кашето Н.В. Сях. Д.Н. |
Сайт учреждения образования |
12 |
Контроль за ведением дневников участников инновационного проекта |
Октябрь Декабрь Февраль Апрель |
Руководитель проекта Кашето Н.В.
|
|
Декабрь Апрель |
Консультант Абрамчик Р.Ю. |
|
||
13 |
Определение критериев оценки и показателей эффективности инновационной работы педагога
|
Сентябрь |
Творческая группа |
Педагогический дневник |
14 |
Проведение самоанализа работы педагога
|
На протяжении всего инновационного проекта |
Творческая группа |
Педагогический дневник, самоанализ |
15 |
Участие в деятельности «Школа резерва руководящих кадров» управления образования Гродненского райисполкома |
На протяжении 2024/2025 учебного года |
Сях Д.Н. |
|
16 |
Участие в заседаниях «Директорская среда» организованным Гродненским областным институтом развития образования |
На протяжении 2024/2025 учебного года |
Сях Д.Н. |
Конспект занятия, эссе |
17 |
Самостоятельное обучение по индивидуальному плану самообразования |
На протяжении 2024/2025 учебного года |
Сях Д.Н. |
План самообразования |
18 |
Организация деятельности школьного проекта «Школа резервиста»
|
На протяжении 2024/2025 учебного года |
Кашето Н.В. |
|
19 |
Семинар «Нормативное правовое обеспечение деятельности учреждений образования» |
Ноябрь 2024 |
Сях Д.Н. Кашето Н.В. |
Семинар Конспект занятия, эссе |
20 |
Семинар – практикум «Роль руководителя в организации и проведении педагогического совета»
|
Декабрь 2024 |
Сях.Д.Н. Ковган А.Г. |
Семинар-практикум Конспект занятия, эссе |
21 |
Методическая мастерская «Совершенствование работы по охране труда в соответствии с Положением о системе управления охраной труда» |
Февраль 2025 |
Сях.Д.Н. Белая И.Р. |
Конспект занятия, эссе |
22 |
Промежуточная диагностика участников проекта |
Февраль 2025 |
Руководитель проекта Кашето Н.В. |
Результаты диагностики |
23 |
Подготовка информационных материалов |
На протяжении всего инновационного проекта |
Творческая группа |
Педагогический дневник |
24 |
Подведение промежуточных итогов инновационной работы педагога
|
Апрель 2025
|
Творческая группа |
Справка (отчёт) |
25 |
Составление справки о результатах реализации инновационного проекта |
Апрель 2025 |
Руководитель проекта Кашето Н.В. |
Обобщающие итоговые сведения о результатах деятельности за 2024/2025 учебный год |
26 |
Трансляция педагогического опыта в средствах массовой информации |
Май 2025 |
Сях.Д.Н. |
Статья в средствах массовой информации |
27 |
Прохождение стажерской практики (исполнение обязанностей руководителя учреждения образования)
|
Июнь 2025 |
Сях.Д.Н. |
Эссе |
Этапы и сроки |
Мероприятия |
Сроки |
Ответственные |
Подготовительный: март 2024 – сентябрь 2024
|
1. Определить цели инновационного проекта и необходимые условия его внедрения.
2. Разработать структуру внедряемой инновационной модели готовности к управленческой деятельности в учреждениях образования педагога, состоящего в резерве на должность руководителя учреждения образования
3. Разработать программу поэтапного формирования готовности к управленческой деятельности педагога |
до 1 апреля 2024
до 1 апреля 2024
до 1 апреля 2024 |
Кашето Н.В.
Кашето Н.В.
Кашето Н.В. |
Практический: сентябрь 2024 –декабрь 2026
|
Диагностический блок Проведение диагностики педагогического коллектива, с целью отбора педагогов для участия в проекте.
Проведение стартовой и промежуточной диагностики педагога: опросник мотивов, ценностей и предпочтений (Хоган) , тест оценки мотивации (В. Герчиков), методика «Цикл управленческих умений» (Кларк Л. Вилсон), методика определения личностной ориентации во взаимоотношениях с людьми (тест А. Ершова), тест «Коммуникабельны ли Вы» (В.Д. Ряховский), методика «Эффективность лидерства»
Диагностика оценки профессионально-деловых и личностных качеств резервиста
|
Сентябрь 2024
Октябрь 2024,2026
Октябрь 2024,2025,2026,2027 |
Кашето Н.В.
Кашето Н.В.
Кашето Н.В. |
Содержательный блок
Участие в работе «Школа управления» управления образования Гродненского райисполкома
Участие в заседаниях «Директорская среда» организованным Гродненским областным институтом развития образования
Самостоятельное обучение по индивидуальному плану самообразования
Участие в деятельности школьного проекта «Школа резервиста»: Семинар «Нормативное правовое обеспечение деятельности учреждений образования»
Семинар – практикум «Роль руководителя в организации и проведении педагогического совета»
Методический семинар «Формирование актуальных управленческих компетенций руководителя в вопросах организации питания обучающихся»
«Ознакомление с работой руководителя по организации и управлению финансово-хозяйственной деятельностью учреждений образования»
Обучающий мастер-класс «Целевой прием. Кадровое делопроизводство»
Методическая копилка «Изучение организации и работы руководителя по исполнению законодательства в области охраны труда в учреждении образования»
Методическая копилка «Организация безопасного пребывания обучающихся в учреждении общего среднего образования и на его территории»
«Значение роли руководителя учреждения образования как координатора работы по созданию рациональной модели успеха»
Психологический лекторий «Психологические аспекты управленческих решений»
Мастер-класс «Тайм менеджмент - как основа успешной управленческой деятельности»
Семинар-практикум «Совершенствование работы по охране труда в соответствии с Положением о системе управления охраной труда»
Семинар-практикум «Организация самоконтроля - как основа успешной управленческой деятельности» |
2024-2026
2024-2026
2024-2026
2024-2026
2024-2026
2024-2026
2024-2026
2024-2026
2024-2026
2024-2026
2024-2026
2024-2026
2024-2026
2024-2026
2024-2026 |
Сях.Д.Н.
Сях Д.Н.
Сях Д.Н.
Ковган А.Г.
Кашето Н.В. Финогенова А.В.
Кашето Н.В. Шкута Н.Ф.
Кашето Н.В. Милошевская О.В.
Кашето Н.В. Егорова В.С.
Кашето Н.В. Белая И.Р.
Кашето Н.В. Гундинович А.А.
Кашето Н.В. Аксамит Т.М.
Кашето Н.В.
Кашето Н.В. Филимонова О.И.
Кашето Н.В. Ковган А.Г.
Ковган А.Г |
|
Деятельностный блок
1. Обобщение педагогического опыта и сдача квалификационного экзамена на присвоение высшей квалификационной категории
2. Прохождение стажерской практики (участие в планирующей, контрольно-оценочной и учебно-методической деятельности учреждения образования).
3. Реализация проекта «Обмен опытом»
4. Деловая игра «Осуществление анализа работы учреждения образования и планирования на учебный год»
5. Тренинг по профилактике синдрома эмоционального выгорания |
Апрель-декабрь 2024
2024-2026
2024-2026
2024-2026
2024-2026
|
Сях Д.Н.
Сях Д.Н.
Кашето Н.В.
Ковган А.Г.
Кашето Н.В. |
|
Технологический блок
1. Внедрение модели развития готовности к управленческой деятельности в учреждении образования педагога, состоящего в резерве на должность руководителя учреждения образования
2. Реализация разноуровневых программ развития готовности в зависимости от уровня сформированности ее компонентов. |
2024-2026
2024-2026 |
Кашето Н.В.
Кашето Н.В. |
|
Ресурсный блок 1. Трансляция педагогического опыта в средствах массовой информации 2. Прохождение повышения квалификации 3. Участие в семинарах, организованных ГРОИРО, АПО и тд. 4. Участие в проекте «Обмен опытом» 5. Материальное поощрение педагогов, участвующих в инновационной деятельности |
2024-2026
2024
2024-2026
2024-2026
2024-2026 |
Сях.Д.Н.
Сях.Д.Н.
Сях.Д.Н.
Сях Д.Н.
Кашето Н.В. |
|
Обобщающий: январь 2027
|
1. Диагностика уровня сформированности готовности, коррекция результатов инновационной деятельности.
2. Диагностика оценки профессионально-деловых и личностных качеств резервиста.
2.Оценка эффективности модели развития готовности к управленческой деятельности в учреждениях образования педагога, состоящего в резерве на должность руководителя учреждения образования |
Январь 2027 |
Кашето Н.В.
Кашето Н.В. Сях Д.Н |
Внедренческий: январь 2027 – август 2027 |
1. Оформление справки о результатах реализации инновационного проекта
2. Обобщение опыта работы участников инновационной деятельности и разработка методических рекомендации и материалов по эффективному внедрению инновационной модели в образовательную практику. |
2027
|
Кашето Н.В. Сях Д.Н
Кашето Н.В. |
УТВЕРЖДАЮ
Директор государственного учреждения образования
«Свислочская средняя школа»
__________________Н.В. Кашето
«____»_________________2024
Календарный план на 2024-2025 учебный год.
№ |
Мероприятия |
Сроки |
Ответственный |
Примечание |
1
2
3
4
5
6
7 7.1
7.2
7.3
7.4
7.5
7.6
8
9
10
11
12
12.1
12.2
12.3
11
11
12 |
Определение цели инновационного проекта и необходимые условия его внедрения. Разработка структуры внедряемой инновационной модели готовности к управленческой деятельности в учреждениях образования педагога, состоящего в резерве на должность руководителя учреждения образования Разработка программы поэтапного формирования готовности к управленческой деятельности педагога. Издание приказа директора «Об организации инновационной деятельности в учреждении образования» Определение творческой группы, для осуществления инновационной деятельности
Проведение диагностики педагогического коллектива, с целью отбора педагогов для участия в проекте.
Проведение стартовой диагностики педагога, отобранного в резерв кадров: опросник мотивов, ценностей и предпочтений (Хоган)
тест оценки мотивации (В. Герчиков)
методика «Цикл управленческих умений» (Кларк Л. Вилсон)
методика определения личностной ориентации во взаимоотношениях с людьми (тест А. Ершова) тест «Коммуникабельны ли Вы» (В.Д. Ряховский) методика «Эффективность лидерства»
Стартовая диагностика оценки профессионально-деловых и личностных качеств резервиста Участие в деятельности «Школа резерва руководящих кадров» управления образования Гродненского райисполкома Участие в заседаниях «Директорская среда» организованным Гродненским областным институтом развития образования Самостоятельное обучение по индивидуальному плану самообразования Участие в деятельности школьного проекта «Школа резервиста»: Семинар «Нормативное правовое обеспечение деятельности учреждений образования» Семинар – практикум «Роль руководителя в организации и проведении педагогического совета» Методическая мастерская «Совершенствование работы по охране труда в соответствии с Положением о системе управления охраной труда» Обобщение педагогического опыта и сдача квалификационного экзамена на присвоение высшей квалификационной категории Прохождение стажерской практики (исполнение обязанностей руководителя учреждения образования) Трансляция педагогического опыта в средствах массовой информации
|
до 1 апреля 2024
до 1 апреля 2024
до 1 апреля
сентябрь 2024
сентябрь 2024
сентябрь 2024
сентябрь-октябрь 2024
Октябрь 2024
2024/2025 учебный год
2024/2025 учебный год
2024/2025 учебный год
Сентябрь 2024
Ноябрь 2024
Февраль 2024
Сентябрь-декабрь 2024
Июнь 2024
2024/2025 учебный год
|
Кашето Н.В.
Кашето Н.В.
Кашето Н.В.
Кашето Н.В.
Кашето Н.В.
Кашето Н.В.
Кашето Н.В.
Кашето Н.В.
Сях Д.Н.
Сях Д.Н.
Сях Д.Н.
Кашето Н.В.
Кашето Н.В. Финогенова А.В.
Кашето Н.В. Гундинович А.А.
Сях Д.Н.
Сях Д.Н.
Сях Д.Н. |
|
Кодекс Республики Беларусь об образовании от 14 января 2022 г. № 154-З (статья 89)
Статья 89. Экспериментальная и инновационная деятельность в сфере образования
ПОСТАНОВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ от 23 августа 2022 г. № 276 «Об изменении постановления Министерства образования Республики Беларусь от 1 сентября 2011 г. № 251» (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 03.09.2022, 8/38644) перейти
Постановление Министерства юстиции Республики Беларусь от 24.05.2012 № 140 «О перечне типовых документов» (с изменениями и дополнениями) (пп.752, 753)
Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 28.11.2022 № 450 «О перечне документов, образующихся в процессе деятельности Министерства образования»
п. 275. Документы об экспериментальной и инновационной деятельности в сфере образования (отчеты, обоснования, заявки и др.) - 5 лет ЭПК (в организациях, являющихся источниками комплектования государственных архивов); 3 года (в организациях, не являющихся источниками комплектования государственных архивов)
п. 276. Сведения о работе учреждений образования, на базе которых осуществляется экспериментальная и инновационная деятельность в сфере образования – постоянно (в организациях, являющихся источниками комплектования государственных архивов); 3 года (в организациях, не являющихся источниками комплектования государственных архивов)
Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 03 июня 2019 г. № 71 «Об оплате труда работников в сфере образования» (с изменениями и дополнениями)
Приложение 31 к постановлению Министерства образования Республики Беларусь от 03.06.2019 № 71
ИНСТРУКЦИЯ о порядке осуществления и размерах стимулирующих и компенсирующих выплат работникам бюджетных организаций, подчиненных Министерству образования, и бюджетных организаций, подчиненных местным исполнительным и распорядительным органам и относящихся к сфере деятельности Министерства образования
3. Надбавки устанавливаются:
3.1. за характер труда педагогическим работникам (за исключением руководителей бюджетных организаций сферы образования и их заместителей) за выполнение отдельных видов работ
…
за участие в экспериментальной и инновационной деятельности в сфере образования, проводимой в соответствии со статьей 89 Кодекса Республики Беларусь об образовании, в том числе руководство и консультирование экспериментальных и инновационных проектов;
…
Приказ Министра образования Республики Беларусь от 13.08.2024 № 345 «Об экспериментальной и инновационной деятельности в 2024/2025 учебном году» скачать
Организация экспериментальной деятельности в учреждении образования
Образцы оформления
Организация инновационной деятельности в учреждении образования
Образцы оформления
Рекомендации ГУО «Академия образования» по организации инновационной деятельности в учреждениях образования перейти
Рекомендации по организации экспериментальной деятельности в учреждении образования скачать
Рекомендации по разработке экспериментального проекта скачать
Рекомендации по составлению календарного плана экспериментальной деятельности в учреждении образования скачать
Рекомендации по ведению дневника экспериментальной деятельности скачать
Рекомендации по составлению «Методических рекомендаций по использованию в массовой образовательной практике результатов экспериментальной деятельности» скачать
Выбор инновационной идеи
Для инновационной деятельности правильный выбор идеи имеет принципиальное значение и фактически является залогом её будущего успеха или неудачи.
Мониторинг педагогических нововведений
Новое может вызвать к себе отрицательное отношение педагогов, родителей, обучающихся. Введённая инновация может «не вписаться», не прижиться в сложившейся системе работы. Отслеживать изменения призван мониторинг педагогических нововведений. Собранная, обработанная и проанализированная информация позволит вовремя вскрыть нежелательное развитие педагогических ситуаций и тем самым предупредить или минимизировать возникающие факторы риска. Спрогнозированные события менее опасны, чем те, которые заранее не просчитаны. открыть(.pdf)Задачник «экспериментальная и инновационная деятельность»
(тесты, кроссворды, викторины)