Министерство образования Республики Беларусь
Управление образования Гродненского райисполкома
Государственное учреждение образования
Свислочская средняя школа
1.Общие положения
1.1. Родительский университет является одной из форм работы с родителями (законными представителями) обучающихся. Это образовательный проект, направленный на формирование у родителей (законных представителей) обучающихся компетенций, позволяющих эффективно решать вопросы воспитания, развития и образования детей.
1.2. Родительский университет создаётся и функционирует при Государственном учреждении образования «Свислочская средняя школа».
1.3. Работа Родительского университета строится в соответствии с данным Положением.
1.4. В работе Родительского университета на добровольной основе принимают участие родители (законные представители) обучающихся учреждения образования, педагогические работники и иные заинтересованные организации и ведомства.
2. Цель и задачи Родительского университета
2.1. Целью Родительского университета является повышение психолого-педагогической компетентности родителей (законных представителей) в области воспитания и развития детей.
2.2. Для достижения и реализации цели предполагается решение следующих задач:
– формирование у родителей (законных представителей) знаний о возрастных особенностях и потребностях детей и подростков;
– расширение знаний родителей (законных представителей) о психологии семейных отношений;
– повышение психолого-педагогической культуры родителей (законных представителей), вооружение их современными психолого-педагогическими знаниями о психическом, физическом, интеллектуальном развитии ребёнка на различных возрастных этапах его жизни;
– формирование у родителей (законных представителей) осознанного отношения к родительству;
– овладение эффективными технологиями и методами воспитания детей в семье;
– развитие способности к рефлексивному поведению в процессе общения с детьми;
– актуализация навыков эффективной коммуникации для гармонизации детско-родительских отношений;
– развитие взаимопонимания, сотрудничества семьи и учреждения образования.
3. Организационная структура Родительского университета
3.1. Родительский университет состоит из системы лекториев, тематика заседаний которых посвящена центральным проблемам воспитания с учётом закономерностей развития ребёнка в разные возрастные периоды:
– для родителей учащихся I-V классов – «Воспитание без крика и наказаний»;
– для родителей учащихся V- XI классов – «В одной лодке с подростком»;
3.2. Содержание работы Родительского университета формируется на основании запросов родителей и актуальных проблем семейного воспитания, на дифференцированной основе.
3.3. В рамках Родительского университета могут использоваться следующие формы работы:
– прямые:
лекции, беседы, круглые столы, теоретические семинары, семинары-практикумы, тренинговые занятия, деловые игры, ролевые игры, родительские конференции, индивидуальные беседы и консультации;
– дистанционные:
вебинары, on-line-консультации, on-line- опросы по различной тематике, создание буклетов, листовок и др.
4. Организация работы Родительского университета
4.1. Родительский университет строит свою работу на принципах демократии, гласности, уважения и учета мнений и интересов родителей (законных представителей).
4.2. Периодичность заседаний оргкомитета Родительского университета не реже четырех раз в учебный год (один раз в четверть).
4.3. Руководитель Родительского университета назначается приказом директора из числа квалифицированных педагогов.
4.4. Руководитель Родительского университета согласует свою деятельность с руководителем учреждения образования и подотчётен ему.
4.5. Заседания Родительского университета оформляются протокольно руководителем либо секретарем.
5. Ожидаемые результаты
5.1. Активизация родителей (законных представителей) как участников образовательных отношений, развитие социально-педагогического партнёрства семьи и учреждения образования;
5.2. Повышение уровня педагогической компетентности родителей (законных представителей), создание благоприятных условий для воспитания и развития детей в семье.
5.3. Формирование нового типа родителя (законного представителя) – социально ответственного человека, активно участвующего в воспитании ребёнка.
Государственное учреждение образовани
Свислочская средняя школа
ПРОГРАММА РОДИТЕЛЬСКОГО УНИВЕРСИТЕТА
«Воспитание без криков и наказаний»
для родителей учащихся I-IV классов,
«В одной лодке с подростком»
для родителей учащихся V-XI классов
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Школа является важнейшим социальным институтом, с которым семья взаимодействует на протяжении всего обучения ребенка. Эффективность образования и воспитания ребенка во многом зависит от того, насколько тесна эта связь. Требования современной реальности стимулируют педагогов овладевать новейшими педагогическими технологиями для использования их в своей работе, искать эффективные формы взаимодействия с родителями. Сотрудничество семьи и школы в интересах ребенка может быть успешным только в том случае, если они станут союзниками, что позволит им лучше узнать ребенка, учитывать его индивидуальные особенности при развитии его способностей, сформировать жизненные ориентиры и ценностные приоритеты.
Практика показывает, что не все родители имеют достаточный уровень знаний и умений в области воспитания и испытывают трудности в развитии и воспитании ребенка, установлении контактов с детьми. Родители не владеют в достаточной мере знаниями возрастных и индивидуальных особенностей развития ребенка, часто осуществляют воспитание интуитивно, что, как правило, не приносит позитивных результатов. Не всегда родители понимают своего ребенка. Родители могут слушать, но не слышать ребенка, что приводит к сложностям во взаимоотношениях. В таких семьях часто нет прочных межличностных связей между родителями и детьми и, как следствие, «авторитетом» становится внешнее, зачастую негативное окружение, что приводит к «выходу» ребенка из-под влияния семьи.
Педагогам, педагогам-психологам, социальным педагогам важно установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника, создать атмосферу взаимоподдержки и общности интересов. На современном этапе развития связующим звеном между школой и семьей являются специалисты социально-педагогической и психологической службы. Именно от их работы зависит то, насколько семьи понимают политику, проводимую школой по отношению к воспитанию, обучению детей, участвуют в ее реализации. При
этом семья должна рассматриваться как главный заказчик и союзник в воспитании детей, а объединение усилий педагогов и родителей создаст благоприятные условия для развития ребенка.
Цель Родительского университета повышение педагогической и психологической культуры родителей, формирование ответственного, позитивного родительства. Университет педагогических знаний для родителей должен способствовать установлению контактов родителей со школой, взаимодействию родителей и педагогов в воспитании, развитии и социализации ребенка.
Основные задачи Родительского университета:
формирование ценностно-смысловых основ родительства;
актуализация чувства ответственности за выполнение родительских функций;
формирование и развитие психолого-педагогических компетенций родителей в области семейного воспитания (формирование знаний о семейной психологии, детско-родительских отношениях, возрастных особенностях детей, формирование гармоничных семейных отношений, навыков конструктивного взаимодействия с детьми и др.), содействие развитию навыков самообразования родителей;
обеспечение целенаправленной работы по профилактике семейного неблагополучия и социального сиротства, снижение риска конфликтных ситуаций и кризисных состояний, возникновения затруднений в семейном воспитании, оказание своевременной психолого-педагогической и информационной помощи семьям, попавшим в трудную жизненную ситуацию;
организация эффективного сотрудничества и партнерства родителей обучающихся и учреждения образования и т.д.
Целевая группа — родители (законные представители) учащихся.
Направления работы Родительского университета:
1. Организационное:
• формирование очной и дистанционной форм обучения в Родительском университете;
• разработка «Интернет-сайта родительского университета»;
• создание в популярных социальных сетях («ВКонтакте»,
«Одноклассники», «Facebook») Интернет-ресурсов для размещения информации о деятельности Родительского университета (анонс предстоящих встреч, новости о прошедших встречах, материалы образовательного характера для родителей и т.д.).
2. Информационно-просветительское:
• презентация содержания программы и мероприятий Родительского университета;
• организация психолого-педагогического просвещения родителей по различным аспектам семейного воспитания:
- правовое: о возможностях, правах и обязанностях в осуществлении образовательных потребностей семьи;
- психолого-педагогическое: о методах и формах воспитания, обучения ребенка;
- гражданское: о путях развития образования, школы.
• консультирование родителей по юридическим, психолого- педагогическим и другим проблемам.
3. Содержательное:
• научно-методическое обеспечение формирования психолого- педагогической компетентности родителей в области воспитания и развития детей с учетом социокультурных традиций, современных проблем и особенностей развития общества;
• расширение воспитательного и творческого потенциала родителей и семьи в целом.
Воспитательная деятельность Родительского университета строится:
- на оценке родителями собственного жизненного опыта;
- на приобретении новых познаний в опоре на собственные внутренние резервы;
- на стабильном общении детей и их родителей;
- на формировании атмосферы поиска новых знаний;
- на самосовершенствовании родителей через осознание ими индивидуального взгляда на ребёнка;
- на развитии творческих способностей членов семьи;
- на умении видеть результаты развития детей;
- на умении видеть трудности и искать пути их преодоления, выстраивать лестницу успеха.
Работа Родительского университета организуется с учётом закономерностей развития ребенка в разные возрастные периоды по трем ступеням:
I ступень — «Мой ребенок — младший школьник» — для родителей учащихся I-IV классов учреждений общего среднего образования,
II ступень — «Мой ребенок — подросток» — для родителей учащихся V-IX классов учреждений общего среднего образования,
III ступень — «Мой ребенок — старшеклассник» — для родителей учащихся X-XI классов учреждений общего среднего образования.
Предлагаемые направления будут способствовать включению родителей в активное сотрудничество со школой в решении проблем семейного воспитания. Организация взаимодействия с родителями учащихся в рамках Родительского университета позволит объединить усилия родителей, педагогов, педагогов-психологов, педагогов социальных и других специалистов по организации конструктивного диалога в поиске ответов на актуальные вопросы семейного воспитания.
Формы проведения занятий:
• традиционные (лекции, беседы, конференции, круглые столы, дискуссии, семинары-практикумы, мастер-классы, психологические
б
тренинги, индивидуальные беседы и консультации, опросы родителей по различной тематике, обмен опытом работы и т.д.);
Ожидаемые результаты работы Родительского университета:
Занятия Родительского университета проводятся один раз в четверть. Консультации для родителей проводятся в соответствии с установленным графиком. Тематика занятий и консультаций с родителями построена с учётом возрастных психологических особенностей учащихся.
Сроки проведения |
Тема |
Форма проведения |
Ответственный |
||
«Мой ребёнок – младший школьник» |
|
||||
Сентябрь |
Адаптация учащихся в 1-м классе |
Лекция, практикум, вебинар |
Классный руководитель |
||
Сентябрь |
Значение школьной отметки в жизни ребѐнка |
Беседа, семинар-практикум, вебинар
|
Классный руководитель |
||
Сентябрь |
Возрастные психофизиологические особенности учащихся 4-х классов |
Лекция, вебинар |
Классный руководитель |
||
Октябрь |
Как родители могут помочь ребенку учиться |
Беседа, семинар-практикум, вебинар |
Классный руководитель |
||
Ноябрь |
Режим дня школьника. |
Беседа, практикум, мастер-класс |
Классный руководитель |
||
Декабрь |
Главные правила здорового образа жизни |
круглый стол, семинар-практикум, вебинар |
Классный руководитель |
||
Декабрь |
Психологические и физиологические особенности третьеклассников |
Лекция, семинар-практикум, мастер-класс |
Классный руководитель |
||
Декабрь |
Как научить своего ребенка жить в мире людей. |
круглый стол, дискуссия, форум, семинар-практикум |
Классный руководитель |
||
Январь
|
Значение семейных традиций в формировании и развитии ребенка. |
круглый стол, дискуссия, форум |
Классный руководитель |
||
Январь |
Здоровая семья – здоровый ребенок |
Беседа, дискуссия, практикум |
Классный руководитель |
||
Февраль |
Влияния семьи на эмоциональное состояние ребенка. |
Лекция, семинар-практикум, психологический тренинг |
Классный руководитель |
||
Февраль |
Ребенок и компьютер. |
Конференция, круглый стол, дискуссия, форум, семинар-практикум |
Классный руководитель |
||
Апрель |
Положительные эмоции в жизни школьника |
семинар-практикум, психологический тренинг |
Классный руководитель |
||
Апрель |
Эффективное общение в семье – залог успеха школьника |
семинар-практикум, психологический тренинг |
Классный руководитель |
||
Май |
Трудовое воспитание детей в семье |
круглый стол, форум, дискуссия |
Классный руководитель |
||
Май |
Книги в жизни школьника |
круглый стол, дискуссия, форум, вебинар |
Классный руководитель |
||
«Мой ребёнок – подросток» |
|
||||
Сентябрь |
Адаптация ребенка в новом коллективе. |
семинар-практикум, вебинар |
Классный руководитель |
||
Сентябрь |
Семья как персональная микросреда жизни и развития ребенка. Нравственные и культурные ценности семьи. |
Лекция, беседа, вебинар |
Классный руководитель |
||
Сентябрь |
Портрет современного подростка |
Лекция, конференция, вебинар |
Классный руководитель |
||
Октябрь |
Гендерное воспитание в семье |
Педагогическая мастерская |
Классный руководитель |
||
Октябрь |
Жизненные цели подростков |
Лекция, беседа, вебинар |
Классный руководитель |
||
Ноябрь |
Ребенок среди сверстников |
круглый стол, беседа, семинар-практикум |
Классный руководитель |
||
Ноябрь |
Агрессия, еѐ причины и последствия. |
Беседа, семинар-практикум, вебинар |
Классный руководитель |
||
Декабрь |
Правовое воспитание в семье |
Круглый стол
|
Классный руководитель |
||
Декабрь |
Как уберечь подростка от насилия |
конференция, форум, семинар-практикум, психологический тренинг
|
Классный руководитель |
||
Декабрь |
Профилактика проблемного поведения подростков. |
семинар-практикум, вебинар, психологический тренинг |
Классный руководитель |
||
Февраль |
Подростковая нервозность, её предупреждение и лечение |
Вечер вопросов и ответов |
Классный руководитель |
||
Февраль |
Ваш ребенок вырос |
Лекция, беседа, вебинар |
Классный руководитель |
||
Февраль |
Формирование здорового образа жизни: вредные привычки и как им противостоять |
Лекция, беседа, семинар-практикум |
Классный руководитель |
||
Март |
Безопасность подростков в сети Интернет. |
круглый стол, дискуссия, форум, семинар-практикум, мастер-класс |
Классный руководитель |
||
Март |
Осторожно: суицид. |
Беседа, семинар-практикум, вебинар |
Классный руководитель |
||
Апрель |
Профессиональная ориентация девятиклассников. Как помочь подростку выбрать профессию? |
Конференция, форум, семинар-практикум, вебинар |
Классный руководитель |
||
Апрель |
Как повысить учебную мотивацию подростков. |
Беседа, семинар-практикум, психологический тренинг |
Классный руководитель |
||
Май |
Меры наказания и поощрения в современной семье |
круглый стол, дискуссия, форум, вебинар |
Классный руководитель |
||
Май |
Организация летнего отдыха подростков |
Конференция, семинар-практикум, вебинар |
Классный руководитель |
||
Май |
Культура поведения в конфликтных ситуациях |
круглый стол, конференция, семинар-практикум |
Классный руководитель |
||
«Мой ребёнок – старшеклассник» |
|||||
Сентябрь |
Здоровье - это жизнь. |
Лекция, беседа, семинар-практикум, вебинар |
Классный руководитель |
||
Октябрь |
Как помочь старшекласснику в профессиональном самоопределении? |
Лекция, беседа, семинар-практикум, вебинар |
Классный руководитель |
||
Ноябрь |
Первая любовь в жизни вашего ребенка. |
круглый стол, дискуссия, форум, мастер-класс |
Классный руководитель |
||
Декабрь |
Как уберечь ребенка от зависимостей? |
круглый стол, дискуссия, форум, мастер-класс |
Классный руководитель |
||
Февраль |
Роль семьи в формировании репродуктивного здоровья юношей и девушек. |
Беседа, круглый стол, вебинар |
Классный руководитель |
||
Март |
Подготовка старшеклассников к будущей семейной жизни |
Беседа, круглый стол, вебинар |
Классный руководитель |
||
Апрель |
Как помочь старшекласснику обрести уверенность в себе? |
круглый стол, дискуссия, психологический тренинг, вебинар |
Классный руководитель |
||
Май |
Как помочь ребѐнку в период подготовки к экзаменам? |
Лекция, беседа, семинар-практикум, вебинар |
Классный руководитель |