Методическая копилка

«Мотивация познавательной деятельности обучающихся»

Актуальность проблемы повышения учебной мотивации младших школьников обусловлена
задачами повышения успешности обучения учащихся общеобразовательных школ. Проблемы
мотивации обучения характерны для работы начальной школы. Проблема формирования
мотивации в младшем школьном возрасте определяется тем, что именно в период обучения
ребёнка в начальной школе, когда учебная деятельность является в статусе ведущей деятельности,
важно создать предпосылки формирования мотивации учения, и к концу обучения в начальной
школе придать мотивации определённую форму, то есть сделать её устойчивым личностным
образованием ученика.
Поиск конструктивных путей может быть связан с определением мер, направленных на
формирование положительной мотивации учения у всех школьников. Мотивация является
действительно сложным, многоуровневым и к тому же изменяющимся психическим явлением.
Важно, что для гармоничного психического развития школьника должна быть сформирована
зрелая учебно-познавательная мотивация, устойчивое желание учиться.
Мотивация - важнейший компонент структуры учебной деятельности, а для личности
выработанная внутренняя мотивация есть основной критерий ее сформированности. Он
заключается в том , что ребенок получает “удовольствие” от самой деятельности.
Мотивационно готовым к обучению является ребёнок, у которого в сформированном виде
наблюдаются черты зрелой «внутренней позиции»:
 ребёнок хочет учиться и переживает при отсутствии такой возможности;
 учение привлекает его как серьёзная, социально значимая деятельность;
 сила учебных мотивов достаточна для преодоления школьных трудностей;
 в иерархии мотивов доминируют познавательные, социальные мотивы учения и
нравственные мотивы поведения.

Формируя мотивацию, особое внимание уделяю познавательным мотивам, именно они
побуждают ученика развивать свои склонности и возможности, оказывают влияние на
формирование личности и раскрытие её творческого потенциала. Поэтому очень важно у
учащихся развивать умения, которые в новом Стандарте отнесены к общеучебным:
1) целеполагание:
- обучать постановке целей и задач, их формулированию;
- обучать умению ставить промежуточные цели.
2) планирование:
- обучать планированию отдельных учебных действий;
- обучать преодолевать затруднения и рассчитывать свои силы.
3) контроля и оценки:
- обучать самоконтролю по этапам работы в соответствии с объективными требованиями;
- обучать адекватно оценивать себя в соответствии со своими индивидуальными
возможностями.
При организации учебной деятельности изучение каждого раздела или темы состоит из 3 этапов:
мотивационного, операционально-познавательного и рефлексивно-оценочного.
1 этап – мотивационный этап – это сообщение, почему и для чего учащимся нужно знать данный
раздел программы, какова основная учебная задача данной работы.
2 этап – операционально-познавательный. Здесь важно, чтобы учащийся начинал действовать.
3 этап – рефлексивно-оценочный.
Особенностью урока является работа по усилению мотивации на каждом этапе.
УМ состоит из потребностей, мотивов, целей.. Потребность – “Хочу”, мотив - “Зачем мне это
надо?”, цель – “Что для этого надо сделать?” - вот путь, по которому ведет учитель своего
ученика, превращая его в субъект деятельности по овладению знаниями.
Эти этапы на уроке выстраиваю в виде шагов-вопросов: Что?(ученик определяет проблему и
отделяет знание от незнания), Как?(ученик определяет как решить проблему, предлагает, находит
пути решения), Зачем?(обязательный вопрос для побуждения к деятельности) и Где? (связь с
практикой и жизнью, практика часто ставит человека в тупик, а познание помогает выйти из
тупика).
В начале урока создаю условия для осознания учеником того, что полезного и нового он узнает на
уроке, где может применить усвоенное, какие преимущества ему дает усвоение материала на
уроке.
В ходе урока создаю условия для сохранения и усиления исходной ситуации для возникновения
новых дополнительных мотивов. Для этого необходимо вызвать ориентацию на осознание и
понимание способов действий, их оценке, сравнения, получения удовлетворения от самого
процесса учения.
В конце урока создаются условия для оценки достижения задач, поставленных в начале урока,
определения причины удачи или неудачи, постановке задач для дальнейшей деятельности.

Главная задача конца урока состоит в том, чтобы каждый ученик осознал приобретённый
положительный опыт.
Результат: мотивация учения в рамках урока представляет собой завершённый цикл и проходит
ряд этапов: от мотивации начала работы (готовность, включенность) к мотивации завершения
работы (удовлетворённость или неудовлетворенность результатами, постановка дальнейших
целей).
Обобщенный конструктор урока по формированию мотивации обучения на уроках.
 

свернуть

Коуч-семинар по теме «Методы и приемы мотивации обучающихся на занятиях»

Коуч-семинар по теме

«Методы и приемы мотивации обучающихся на занятиях»

Цель: закрепление знаний педагогов об особенностях мотивационной сферы обучающихся.

Задачи:

- Актуализировать знания педагогов об особенностях мотивации обучающихся.

- Совершенствовать практическое применение методов и приемов мотивации обучающихся, влияющих на сохранение интереса к занятиям.

- Способствовать созданию благоприятного психологического климата в педагогическом коллективе.

Форма проведения: практикум с элементами тренинга, работа в команде.

Оборудование: лист с правилами работы в группе, микрофон или игрушка, лист с алфавитом, ручка или карандаш для каждого участника, листы бумаги А3 и А4, таблички с № группы, карточки с приемами мотивации, листы с заданиями для групп, часы, картинки трех китов учебной мотивации, магнитно-маркерная доска, магниты, маркер.

Структура семинара-практикума:

  1. Оргмомент: приветствие, правила работы в группе – 4 мин
  2. Цель, задачи – 1 мин
  3. Разминка «Что дальше?» –5 мин
  4. Основная часть: теория, беседа, практическое задание «Путь к успеху» – 30 мин
  5. Рефлексия «Власть голоса» – 7 мин
  6. Подведение итогов – 2 мин

Ход занятия:

Здравствуйте, уважаемы коллеги! Сегодняшний семинар-практикум мы проведем с отдельными элементами тренинга. И для начала нам нужно принять правила работы в группе. Зачитываются правила (каждый пункт поясняется).

  1. Равенство всех членов группы.
  2. Уважаем мнение другого.
  3. Слушаем, не перебивая, и не оцениваем говорящего.
  4. Говорит только тот, у кого в руках предмет (сегодня это микрофон).
  5. Применяются только Я-высказывания.
  6. Правило «Стоп».
  7. Конфиденциальность.

Целью семинара является закрепление знаний об особенностях мотивационной сферы детей и ее влиянии на качество дополнительного образования.

Для этого нам необходимо актуализировать теоретические знания и поупражняться в практическом применении методов и приемов мотивации, влияющих на сохранение обучающихся интереса к занятиям.

Сначала проведем тренинговое упражнение «Что дальше?». Правила очень просты. Я начинаю предложение, тот участник, которому передается предмет (например, микрофон), должен продолжить. Когда я подниму руку – это знак «Стоп» - текущее предложение заканчивается и начинается новое. Предмет – символ слова – передается по очереди. Напоминаю про правила работы группы и о том, что нет правильных и неправильных высказываний, говорите о своих мыслях, действиях, чувствах. Начнем:

- На занятиях с детьми я радуюсь, когда ….

- Если ребенок не хочет заниматься, я ….

- Для поддержания интереса детей к занятиям, я обычно ….

- В конце занятия я стараюсь …

Спасибо! Надеюсь, что вы получили положительные эмоции, разогрелись и готовы к плодотворной работе.

Давайте вспомним, что мы знаем о мотивации?

Мотивация – это внутреннее состояние человека, связанное с удовлетворением его потребностей (под потребностью понимается нехватка чего-то, что вызывает состояние дискомфорта).

Мотивация является мощным механизмом, который активизирует, стимулирует, направляет действия человека к поставленной цели и обязательно приведёт к успеху и завершенности в любой сфере.

Ожидание положительного результата или страх негативных последствий – это внешняя мотивация.

Интерес и удовольствие от выбранного занятия - это внутренняя мотивация.

Оба вида мотивации являются полезными. Однако, используя внешнюю мотивацию, важно не переборщить с ней, т.к. она может привести к исчезновению внутренней.

Говоря о побуждении ребенка к учебной активности, мы имеем в виду учебную мотивацию, которая запускает, направляет и поддерживает усилия, направленные на выполнение учебной деятельности.

Положительная мотивация в учении – единственный источник внутренних сил ребенка, рождающий энергию для преодоления трудностей, желания учиться.

Положительная мотивация – это переживание состояния радости, удовлетворение от того, что результат, к которому стремилась личность в своей деятельности, либо совпал с ее ожиданиями, надеждами, либо превзошел их. На базе этого состояния формируются новые, более сильные мотивы деятельности, меняются уровни самооценки, самоуважения.

Главный смысл положительной мотивации состоит в том, чтобы создать каждому воспитаннику ситуацию успеха. Здесь важно разделить понятия «успех» и «ситуация успеха». Ситуация – это сочетание условий, которые обеспечивают успех, а сам успех – результат подобной ситуации. Задача педагога в том и состоит, чтобы дать каждому из своих воспитанников возможность пережить радость достижения, осознать свои возможности, поверить в себя.

Переживание ребенком ситуации успеха:

  • повышает мотивацию обучения и развивает познавательные интересы, позволяет почувствовать удовлетворение от учебной деятельности;
  • стимулирует к высокой результативности труда;
  • корректирует личностные особенности такие, как тревожность, неуверенность, самооценку;
  • развивает инициативность, креативность, активность;
  • поддерживает в группе благоприятный психологический климат.

 

Проблему формирования учебной мотивации в дополнительных образовательных учреждениях можно считать одной из самых актуальных в образовательном процессе, т.к. ее недостаток – одна из главных причин, по которой дети покидают объединение.

Предварительный анализ отдельных занятий в нашем учреждении позволяет определить несколько основных причин снижения мотивации наших воспитанников к обучению:

  1. Отсутствие поставленной воспитанникам цели обучения, а в результате - отсутствие понимания ребенком своих достижений или неудач.
  2. Однообразие учебного процесса. Когда занятие (его форма, наполненность, виды деятельности) каждый раз похоже на предыдущее, ребенку становится скучно, теряется интерес.
  3. Отсутствие должной подготовки к занятиям и интереса самого педагога.
  4. Недостаточная включенность детей в процесс подведения итогов занятия, оценки и самооценки результатов деятельности как своей, так и коллектива.

В результате снижения мотивационной составляющей дети начинают реже посещать объединение, а то и вовсе его покидают.

Как известно, мотивация к обучению складывается у ребенка из многих факторов, таких как личность педагога, система подачи информации, внимание педагога к деятельности каждого ребенка и соответствующее его оценивание, социальная значимость его учебного поведения и так далее.

Важно не только организовать поиск того, что интересует ребенка, но и учитывать психолого-педагогические особенности детей определенного возраста, а также использовать методы эмоциональной поддержки. Перечислим их:

Методы эмоциональной поддержки:

  1. Создание на занятии благоприятной атмосферы. Когда ребенок находится в состоянии тревожности, ему очень трудно переключаться на учебную деятельность.
  2. Создание ситуации успеха. Такие ситуации на занятии создаются для поднятия самооценки детей. Ведь именно самооценка играет важную роль в становлении личности ребенка, в формировании его внутренних качеств.
  3. Рефлексия через оценку собственной деятельности и деятельности других, оценку результата труда. Оценивание деятельности позволяет увидеть реальную картину собственного участия в процессе обучения, заставляет задуматься о необходимости изменений в своей деятельности.
  4. Стимулирование деятельности через словесное поощрение, благодарность.

Итак, одной из задач, которая должна решаться в учреждении дополнительного образования, является создание условий для формирования положительной учебной мотивации и дальнейшее её развитие у воспитанников. При этом учебно-познавательную мотивацию детей необходимо поддерживать на каждом этапе занятия, начиная с определения темы и формулирования цели учебной деятельности и заканчивая рефлексивной оценкой работы детей на занятии.

Практическое задание «Путь к успеху». О применении конкретных приемов учебной мотивации на каждом из основных этапов занятия мы с вами сейчас и поговорим. Для начала разделим технологическую карту учебного занятия на 4 блока. К каждому блоку будет относиться один или несколько этапов занятия (деление произвольное). Например, в 1 блок включены оргмомент, сообщение темы, целеполагание, актуализация знаний. Во 2 блок – сообщение нового материала и т.д. На каждом листе с номером блока имеется наименование этапов занятия.

Методом случайного выбора каждая из четырех групп получит свое направление. Прошу вас обратить внимание на порядок работы группы:

- в соответствии с перечисленными этапами занятия вашего блока, вам нужно определить самостоятельно или выбрать из предложенных мной методические приемы, которые, по вашему мнению, являются более актуальными, целесообразными и подходящими (каждой группе предоставлен одинаковый список наиболее распространенных приемов);

- записать их на листе;

- далее следует кратко охарактеризовать подобранные вами приемы и указать предполагаемую эффективность их применения. Не забудьте при выборе приемов опираться на трех китов учебной мотивации.

На работу группам отводится 10-15 минут. После чего каждая группа должна провести мини-защиту подобранных приемов. Для выступления предлагаю установить регламент – не более 3 минут. План работы указан на доске. Вам понятно задание? Приступаем (засечь время).

Наиболее известные и эффективные специальные приемы и методы:

Прием «Привлекательная цель». Ставится простая, понятная и привлекательная цель, при достижении которой дети волей-неволей выполняют и то учебное действие, которое планирует педагог.

Прием «Прогнозирование». Послушайте название, рассказ и попробуйте определить …

Прием «Оратор». За 1 минуту убедите своего собеседника в том, что изучение этой темы просто необходимо.

Прием «Автор». Если бы вы были автором занятия, как бы вы объяснили другим необходимость изучения этой темы?

Прием «Профессионал». Исходя из будущей профессии, зачем нужно изучение этой темы?

Прием «Мозговой штурм». Проводится на начальных этапах занятия, когда за короткий промежуток времени важно получить как можно больше ответов, идей.

Прием «Лови ошибку!». Объясняя материал, педагог намеренно допускает ошибку. Сначала дети заранее предупреждаются об этом. Можно указывать на «опасные места» с помощью интонации или жеста. Или дети получают текст или задания со специально допущенными ошибками.

Прием «Открытые проблемы». Педагог намеренно неполно раскрывает тему, предложив обучающимся задать уточняющие вопросы. Вопросы могут быть репродуктивными, расширяющими знания или развивающими его. Репродуктивные вопросы неинтересны. Ответ на них - повторение уже известного. Расширяющие знания вопросы позволяют узнать новое об изучаемом объекте, уточнить известное, но не претендуют на значительное усложнение знания. Развивающие вопросы вскрывают суть, обобщают, содержат в себе исследовательское начало.

Прием «Тонкие и толстые вопросы». Перед изучением материала педагогом формулируется целевая установка: составить к заданию список вопросов. Иногда целесообразно оговорить их количество и содержание.

«Тонкие вопросы» требуют простого, однозначного ответа. «Толстые» вопросы - это проблемные вопросы, предполагающие неоднозначные ответы.

Прием «Посмотри на мир чужими глазами». Ничто так не привлекает внимания и не стимулирует работу ума, как необычное. Например, тема: «Зимние узоры» Ребенку предлагается представить себя снежинкой. Нужно описать все происходящие с ним события.

Прием «Своя опора». Обучающийся составляет собственную опорную схему или развернутый план ответа по материалу занятия. Составление алгоритмов, памяток.

Прием «Повторение с расширением». Дети составляют серию вопросов, ответы на которые позволяют дополнить знания нового материала.

Прием «Свои примеры». Обучающиеся подготавливают свои примеры к новому материалу. Возможно также сочинение своих задач, выдвижение идей по применению изученного материала.

Прием «Повторение с одновременным контролем». Обучающиеся составляют серию контрольных вопросов к изученному на занятии материалу в виде теста, кроссворда. Затем одни дети задают свои вопросы, другие на них отвечают.

Прием «Лестница». Речь идет о ситуациях, когда педагог ведет воспитанника поступательно вверх, поднимаясь с ним по ступеням знаний, психологического самоопределения, обретения веры в себя и окружающих.

Прием «Даю шанс». Подготовленные педагогические ситуации, при которых ребенок получает возможность неожиданно раскрыть для самого себя собственные возможности. Подобные ситуации педагог может и не готовить специально, но его воспитательный дар проявится в том, что он этот момент не упустит, правильно его оценит, сумеет его материализовать.

Прием «Следуй за нами». Смысл состоит в том, чтобы разбудить дремлющую мысль ученика, дать ему возможность обрести радость признания в себе интеллектуальных сил. Реакция окружающих будет служить для него одновременно и сигналом пробуждения, и стимулом познания, и результатом усилий.

Прием «Эмоциональный всплеск» или «Ты так высоко взлетел». Колоссальный интеллектуальный потенциал скрывается в каждом ребенке, если найти способ воспламенить этот заряд, высвободить его энергию, превратить в цепную реакцию, где пропитанное горячим чувством слово педагога рождает усилие, усилия рождают мысль, а мысль расщепляется на знание и ответное чувство признательности. В конечном итоге формируется вера в себя, вера в успех.

Прием «Обмен ролями». Обмен ролями дает возможность высветить скрытый до сих пор потенциал интеллектуальных эмоционально-волевых возможностей обучающихся. Они как бы создают важный прецедент на будущее, разбиваясь на отдельные самостоятельные акты «обмена ролями», превращаясь из формы деловой игры в специфический прием создания ситуации успеха. Девиз этого приема: «Чем ярче личность, тем ярче коллектив».

Прием «Заражение» или «Где это видано, где это слыхано». В педагогике заражение может быть очень эффективным средством оздоровления атмосферы коллектива, источником успеха и общей радостью. Педагогическое заражение построено на точном расчете, в котором главное – выбор мощного источника интеллектуального заражения. «Заразить»  коллектив интеллектуальной радостью можно в том случае, если успех отдельного обучающегося станет стимулом для успеха других, перерастет в успех многих, а осознание этого успеха вызовет радость всех.

Прием «Кумир». На карточках раздать «кумиров по жизни». Пофантазируйте, каким образом они бы доказали вам необходимость изучения этой темы?

Прием «Фантазёр». На доске записана тема занятия. Нужно назвать 5 способов применения знаний, умений и навыков по этой теме в жизни

Прием  «Верные - неверные утверждения». Предлагаются несколько утверждений по еще не изученной теме. Дети выбирают «верные» утверждения, полагаясь на собственный опыт или просто угадывая. В любом случае они настраиваются на изучение темы, выделяют ключевые моменты, а элемент соревнования позволяет удерживать внимание до конца урока. На стадии рефлексии возвращаемся к этому приему, чтобы выяснить, какие из утверждений были верными.

Прием «Да-нет». Можно использовать для создания интригующей ситуации, для организации отдыха на занятии. Дети пытаются найти ответ, задавая вопросы. На вопросы педагог может отвечать только словами “да” и “нет”.

Использование игровых приемов. Сюда относятся: задачи в стихах, задачи-смекалки, задачи-шутки,       драматизированные игры, интересные факты, ребусы, головоломки, кроссворды и многие др.

 

Прошу представителей групп озвучить подобранные ими приемы, подходящие, по их мнению, к соответствующему этапу занятия и способствующие повышению учебной мотивации детей. (Выступление участников, обсуждение).

 

Подводя итог этой работы, можно обобщить сказанное и нацелить педагогов на соблюдение общих правил повышения  мотивации детей:

  1. Необычное начало занятия. Занятие можно начать с игры, прослушивания музыки, просмотра видеоролика.
  2. Использование специальных методов и приемов, стимулирующих познавательный процесс (например, метод «Дидактические игры»).
  3. Нестандартные формы проведения занятий. Чтобы вызвать интерес обучающихся, педагог должен подумать о формах преподнесения материала и о формах проведения занятий, включая разные специфически детские виды деятельности (путешествие в сказку, викторина по сказкам, «Поле чудес», конкурс загадок).
  4. Моделирование игровых проблемно-практических ситуаций, активизирующих мышление, воображение и поисковую деятельность детей:

1)        специальное нарушение привычной организации учебно-познавательной деятельности;

2)        «появление» препятствий или особых условий в процессе осуществления деятельности;

3)        перенесение акцентов на поисковую деятельность;

4)        свобода детей в выборе средств и способов реализации деятельности;

5)        общая ответственность за результат деятельности на основе взаимопомощи и взаимоконтроля;

6)        введение значимой для детей мотивационной деятельности.

  1. Включение обучающихся в коллективную деятельность через организацию работы в группах, в парах, игровые и соревновательные формы, коллективный поиск решения проблемы, приём «метод проб и ошибок», оказание обучающимися помощи друг другу.
  2. Выставление лучших работ, оказание педагогом незначительной помощи, усложнение заданий. Применение таких приёмов в образовательной практике позволяет педагогу мотивировать обучающихся к дальнейшей учебной деятельности, так как при этом у детей улучшается психологический настрой на предстоящую работу, повышается самооценка.

Рефлексия. Мы все очень продуктивно поработали. Я предлагаю вам оценить данное мероприятие с помощью упражнения «Власть голоса». Перед вами лист с алфавитом, каждому необходимо высказать свое мнение, оценку, пожелание на соответствующую букву алфавита, передавая говорящему микрофон. Я начну: «А» - Акцентируя внимание на практическом применении средств повышения мотивации детей, мы развиваемся и сами. «Б» - было здорово! «В» - ….

Итог. В завершении нашего коуч-семинара можно сделать следующие выводы: во-первых, проблема низкой учебной мотивации вполне решаема; во-вторых, использование на занятиях специально подобранных приёмов вовлечения может значительно усилить интерес детей к новым знаниям и повысить их мотивацию, и в-третьих, уровень мотивации каждого ребенка, несомненно, влияет на качество образования, в том числе, дополнительного.

свернуть

Белорусские интернет-сайты для учителей

Белорусские интернет-сайты для учителей

http://edu.gov.by - Министерство образования Республики Беларусь

http://www.adu.by - Образовательный портал "Национального института образования Беларуси" 

http://rikc.by - Республиканский институт контроля знаний 

http://nasb.gov.by - Национальная академия наук Беларуси

http://www.asabliva.by - сайт управления специального образования Министерства образования Республики Беларусь

http://www.gknt.gov.by/ - Государственный комитет по науке и технологиям 

http://www.groiro.by - сайт Гродненского областного института развития образования

http://www.nlb.by - Национальная библиотека Беларуси

http://www.library.by - Белорусская цифровая библиотека

http://tvoi-mir.unibel.by/ - Сайт методической поддержки развития интеллектуальных и творческих способностей учащихся 

http://www.fio.by - Республиканский центр Интернет-образования

http://tvoi-mir.unibel.by/ – сайт методической поддержки развития интеллектуальных и творческих способностей учащихся «Твой мир»

http://p-shkola.by/ журнал "Пачатковая школа"

https://nastgaz.by/ - сайт "Настаўніцкай газеты"

http://www.nastaunik.info - Гэты праект створаны беларускімі настаўнікамі для дапамогі тым, хто хоча зрабiць беларускую школу сучаснай, прэстыжнай, канкурэнтаздольнай.

http://belpho.org - белорусские физические олимпиады

Другие интересные ресурсы

https://pedsovet.org - персональный помощник педагога

http://www.krugosvet.ru - энциклопедия «Кругосвет»

http://www.exponenta.ru - образовательный математический сайт

http://eqworld.ipmnet.ru/indexr.htm - мир математических уравнений     

http://www.afportal.ru/ - астро-физический портал

http://astrolab.ru/index.html - астрономия

свернуть

Научно-методическое обеспечение организации работы по профилактике эмоционального выгорания педагогов

Профилактика противоправного поведения

Формирование здорового образа жизни, ответственного и безопасного поведения

Формирование информационной культуры

Диагностический инструментарий